Базы данных. Вводный курс

         

Взаимно исключающие связи


Пример диаграммы из двух сущностей с взаимно исключающими связями показан на (a). Самолет может находиться в рабочем состоянии, и тогда у него имеется один и только один пилот. Или же самолет может находиться на ремонте на одном из нескольких возможных авиаремонтных предприятий (каждое предприятие может производить ремонт нескольких самолетов).

Взаимно исключающие связи


Рис. 10.13.  Пример ER-диаграммы со взаимно исключающими связями

В данном случае для каждого экземпляра типа сущности  САМОЛЕТ должен существовать экземпляр одной из указанных связей. Для экземпляров типа сущности  САМОЛЕТ, соответствующих исправным самолетам, должен существовать экземпляр связи «один к одному» с экземпляром типа сущности  ПИЛОТ, а экземпляры, соответствующие неисправным самолетам, должны участвовать в экземпляре типа связи «многие к одному» c экземпляром типа сущности  АВИАРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

Как показано на (b), диаграмма со взаимно исключающими связями из (a) может быть преобразована к диаграмме без взаимно исключающих связей путем введения подтипов. Поскольку любой самолет может быть либо исправным, либо неисправным, можно корректным образом ввести два подтипа  супертипа  САМОЛЕТ – ИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ и НЕИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ. На уровне супертипа сущности связи не определяются. Для подтипа  ИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ определяется обязательная связь «один к одному» с типом сущности  ПИЛОТ, а для подтипа  НЕИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ определяется обязательная связь «многие к одному» с типом сущности  АВИАРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

Заметим, что для того чтобы описанная схема реализации механизма взаимно исключающих связей на основе механизма наследования действительно могла работать, в средствах манипулирования данными ER-модели должна быть предусмотрена возможность динамического изменения типа сущности у экземпляра. Конкретно для нашего случая требуется возможность изменения типа экземпляра сущности  ИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ на тип сущности  НЕИСПРАВНЫЙ САМОЛЕТ, и наоборот (исправный самолет может ломаться, неисправный самолет – приводиться в рабочее состояние). Конечно, при такой смене типа должен изменяться и экземпляр связи. Заметим, что в рассматриваемом случае мы имеем дело с ограниченным динамическим изменением типа экземпляра, поскольку и исправные, и неисправные самолеты являются экземплярами  супертипа  САМОЛЕТ.



Содержание раздела