Введение в систему Mathmatica 3.0

         

Богатство языка программирования


Это программа для моделирования одного шага эволюции клеточной системы.

LifeStep[a_List] := MapThread[If[(#1 == 1 && #2 == 4) || #2 == 3, 1, 0]&, {a, Sum[RotateLeft[a, {i, j}], {i, -1, 1}, {j, -1, 1}]}, 2]

А это пример оптимизированной программы, которая оперирует сосписками живых клеток.

LifeStep[list_] := With[{u=Split[Sort[Flatten[Outer[Plus,list,N9,1] ,1]]]}, Union[Cases[u,{x_,_,_}->x], Intersection[Cases [u,{x_,_,_,_}->x],list]]] N9=Flatten[Array[List,{3, 3},-1], 1] ;

Система Mathematica позволяет легко создавать программы, состоящие из нескольких компонент.

Здесь приведены составляющие программы, моделирующей поведение клеточных систем 

CenterList[n_Integer]:=ReplacePart[Table[0, {n}], 1, Ceiling[n/2]] ElementaryRule [num_Integer] := IntegerDigits[num, 2, 8] CAStep[rule_List, a_List] :=rule[[ 8 - (RotateLeft[a] + 2 (a + 2 RotateRight[a])) ]] CAEvolveList[rule_List, init_List, t_Integer] :=NestList[CAStep[rule, #]&, init, t] CAGraphics[history_List] :=Graphics[Raster[1 - Reverse[history]], AspectRatio -> Automatic]

Пример работы программы.

Show[CAGraphics[ CAEvolveList[ElementaryRule[30], CenterList[101], 50]] ];

Введение в систему Mathmatica 3.0

Mathematica имеет компилятор для оптимизации программ, которые работают со списками и числами.

CAStep = Compile[{{rule, _Integer, 1}, {a, _Integer,1}}, rule[[ 8 - (RotateLeft[a] + 2 (a + 2 RotateRight[a])) ]]]

Программы системы Mathematica зачастую являются прямой трансляцией теоретических положений справочной литературы.

Здесь вводятся необходимые определения для расчета импеданса электрической цепи.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Использование данных выше определений.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Пример электрической схемы, заданной при помощи символической спецификации.

Введение в систему Mathmatica 3.0


Даже состоящая всего из одной строки программа системы Mathematica может выполнять сложные операции.


Эта программа моделирует одномерное случайное блуждание.

RandomWalk[n_]:=NestList[(#+(-1) ^Random[Integer])&,0,n]

График, демонстрирующий первые 200 шагов случайного блуждания.

ListPlot[RandomWalk[200],PlotJoined->True];

Введение в систему Mathmatica 3.0

Ясность программ системы Mathematica позволяет легко модифицировать их для более общих случаев.

Эта программа моделирует случайное блуждание в пространстве размерности d.

RandomWalk[n_,d_]:=NestList[(#+(-1) ^Table[Random[Integer],{d}])&,Table[0,{d}],n]

График трехмерного случайного блуждания.

Show[Graphics3D[Line[RandomWalk[1000,3]]]];

Введение в систему Mathmatica 3.0


Документы типа notebook являются чисто текстовыми иполностью переносимы.


Выбор пункта Show Expression в меню Format позволяет увидеть текстовую форму выражений документа.

Это  типичная ячейка в документе типа notebook

Введение в систему Mathmatica 3.0

А это - то, что Вы получите, когда   копируете интеграл во внешнее текстовое приложение типа программы работы с электронной почтой.

\!\(\[Integral]\(Log[1 + \[Xi]]\/\@\[Xi]\)\ [DifferentialD]\[Xi]\)


Документы типа notebook системы


Вы можете экспортировать графику и формулы в другие программам в форматах EPS, GIF  и т.д., а затем манипулировать с ними.

Документы notebook системы Mathematica могут целиком экспортироваться в форматы HTML, TEX и RTF.

Введение в систему Mathmatica 3.0



Единая форма записи символических


Химическая формула.

HNO3Chemical[{Hydrogen,1},{Nitrogen,1},{Oxygen,3}]

Электрическая цепь.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Circuit[{Resistor["R"],Capacitor["C"]}]


Гибкость системы Mathematica дает


Дюжина способов определить факториал.

f=Factorialf[n_] := n!f[n_] := Gamma[n-1]f[n_] := n f[n-1] ; f[1] = 1f[n_] := Product[i, {i, n}] f[n_] := Module[{t = 1}, Do[t = t*i, {i, n}]; t] f[n_] := Module[{t = 1, i}, For[i =1, i <=n, i++, t *= i]; t]f[n_] := Apply[Times, Range[n]]f[n_] := Fold[Times, 1, Range[n]]f[n_] := If[n == 1, 1, n f[n-1]]f = If[#1 == 1, 1, #1 #0[#1 - 1]]&f[n_] := Fold[#2[#1]&, 1, Array[Function[t, #t]&, n]]

Эта команда сбрасывает значения, приписанные f.

Clear[f]
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Использование различных алгоритмов в системе Mathematica


Использование различных алгоритмов в системе Mathematica

Всякий раз, используя систему Mathematica, Вы обращаетесь к самой  большой в мире коллекции вычислительных алгоритмов.

Mathematica автоматически выбирает соответствующие алгоритмы для каждого вычисления.

FindRoot[Cos[x]==x+Log[x],{x,1}]{x->0.840619}
NIntegrate[Log[x+Sin[x]],{x,0,2}]0.555889
NSolve[x^5-6x^3+8x+1==0,x]{{x->-2.05411},{x->-1.2915},{x->-0.126515}, {x->1.55053},{x->1.9216}}

Mathematica использует современные алгоритмы для разложения на множители целых чисел. Результат приведен в виде списка   сомножителей  и соответствующих показателей степеней.

FactorInteger[2^105-1]{{7,2},{31,1},{71,1},{127,1},{151,1},{337,1}, {29191,1},{106681,1},{122921,1},{152041,1}}

Эта команда генерирует двумерную таблицу.

m=Table[2^i + x^j,{i,3},{j,4}] {{2+x,2+x2,2+x3,2+x4},{4+x,4+x2,4+x3,4+x4}, {8+x,8+x2,8+x3,8+x4}}

Представление таблицы в форме матрицы.

MatrixForm[m]
Введение в систему Mathmatica 3.0

Вычисление ядра матрицы.

NullSpace[m]{{x+x2,-1-x-x2,0,1},{x,-1-x,1,0}}

Mathematica может решать дифференциальные уравнения как численно, так и в аналитической форме.

Ниже Mathematica численно решает нелинейное дифференциальное уравнение. Ответ - интерполяционная функция, которая представляет решение в неявной форме.

NDSolve[{x''[t]+x[t]^3==Sin[t],x[0]==x'[0]==0},x, {t,0,50}]{{x->InterpolatingFunction[{{0.,50.}},<>]}}

Параметрический график решения. Команда /. означает, что Mathematica должна подставить предыдущее решение вместо x[t].

ParametricPlot[Evaluate[{x[t],x'[t]}/.%],{t,0,50}]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Язык системы Mathematica может применяться, чтобы точно определить все параметры документа.


Пример типичной ячейки в документе системы Mathematica.

Это пример ячейки в документе notebook.

Это внутреннее представление ячейки.

Cell["Это пример ячейки в документе notebook.", "Text", CellFrame->True,   FontWeight->"Bold",   FontSlant->"Italic",   Background->RGBColor[0, 1, 1],   CellTags->"T.8"]


Каждый рабочий документ системы


Документы типа notebook автоматически организованны в виде иерархии ячеек. Вы можете сворачивать группы ячеек, оставляя на виду только их заголовки. Вы можете использовать гиперссылки как для переходов внутри документа, так и для связи с другими документами. Каждой ячейке может быть приписан свой стиль из встроенной коллекции стилей. Документы остаются неизменными при выводе как на экран, так и на принтер, так как система Mathematica в каждом случае автоматически подбирает шрифты и компоновку документа. Система Mathematica содержит сотни управляющих параметров, которые позволяют Вам придавать документам типа notebook  любой вид и создавать документы типографского качества.

Это обычный текст. Он может быть набран любым шрифтом и иметь любую форму, размер, цвет и т.д. Вы можете также вставлять в текст специальные символы типа

Введение в систему Mathmatica 3.0
, а  также  формулы
Введение в систему Mathmatica 3.0
.

Система Mathematica упрощает создание таблиц и массивов.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Mathematica позволяет легко выравнивать и позиционировать текст.


Подобно другим объектам в системе Mathematica ячейки в документе типа notebook и весь документ в целом в конечном счете - набор команд языка системы Mathematica. Используя стандартный интерфейс системы, Вы можете при помощи команды  Show Expression увидеть внутреннее представление любой ячейки документа.



Легко изготовить Ваши собственные палитры.


Вы можете создавать новые палитры, используя подраздел Create Table/Matrix/Palette раздела меню Input.

Введение в систему Mathmatica 3.0


Mathematica использует шаблоны, чтобы обобщить понятие функции.


Это стандартный способ определения функции для всех значений x.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Изменение общего определения функции при фиксированном значении аргумента.

f[0]:=e

Пример использования определенной выше функции f.

f[6]+f[a+b]+f[0]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Сброс определения функции  f.

Clear[f]


Mathematica может оперировать


1000! 40238726007709377354370243392300398571937486421071463\ 25437999104299385123986290205920442084869694048004799\ 88610197196058631666872994808558901323829669944590997\ 42450408707375991882362772718873251977950595099527612\ 08749754624970436014182780946464962910563938874378864\ 87337119181045825783647849977012476632889835955735432\ 51318532395846307555740911426241747434934755342864657\ 66116677973966688202912073791438537195882498081268678\ 38374559731746136085379534524221586593201928090878297\ 30843139284440328123155861103697680135730421616874760\ 96758713483120254785893207671691324484262361314125087\ 80208000261683151027341827977704784635868170164365024\ 15369139828126481021309276124489635992870511496497541\ 99093422215668325720808213331861168115536158365469840\ 46708975602900950537616475847728421889679646244945160\ 76535340819890138544248798495995331910172335555660213\ 94503997362807501378376153071277619268490343526252000\ 15888535147331611702103968175921510907788019393178114\ 19454525722386554146106289218796022383897147608850627\ 68629671466746975629112340824392081601537808898939645\ 18263243671616762179168909779911903754031274622289988\ 00519544441428201218736174599264295658174662830295557\ 02990243241531816172104658320367869061172601587835207\ 51516284225540265170483304226143974286933061690897968\ 48259012545832716822645806652676995865268227280707578\ 13918581788896522081643483448259932660433676601769996\ 12831860788386150279465955131156552036093988180612138\ 55860030143569452722420634463179746059468257310379008\ 40244324384656572450144028218852524709351906209290231\ 36493273497565513958720559654228749774011413346962715\ 42284586237738753823048386568897646192738381490014076\ 73104466402598994902222217659043399018860185665264850\ 61799702356193897017860040811889729918311021171229845\ 90164192106888438712185564612496079872290851929681937\ 23886426148396573822911231250241866493531439701374285\ 31926649875337218940694281434118520158014123344828015\ 05139969429015348307764456909907315243327828826986460\ 27898643211390835062170950025973898635542771967428222\ 48757586765752344220207573630569498825087968928162753\ 84886339690995982628095612145099487170124451646126037\ 90293091208890869420285106401821543994571568059418727\ 48998094254742173582401063677404595741785160829230135\ 35808184009699637252423056085590370062427124341690900\ 41536901059339838357779394109700277534720000000000000\ 00000000000000000000000000000000000000000000000000000\ 00000000000000000000000000000000000000000000000000000\ 00000000000000000000000000000000000000000000000000000\ 00000000000000000000000000000000000000000000000000000\ 000000000000000000000000

Mathematica способна проводить вычисления с любой заданной точностью.
Здесь приведено значение числа pi, вычисленное с 500 знаками.

Введение в систему Mathmatica 3.0
3.14159265358979323846264338327950288419716939937510\ 5820974944592307816406286208998628034825342117067982\ 1480865132823066470938446095505822317253594081284811\ 1745028410270193852110555964462294895493038196442881\ 0975665933446128475648233786783165271201909145648566\ 9234603486104543266482133936072602491412737245870066\ 0631558817488152092096282925409171536436789259036001\ 1330530548820466521384146951941511609433057270365759\ 5919530921861173819326117931051185480744623799627495\ 673518857527248912279381830119491
Mathematica легко справляется с алгебраическими преобразованиями, которые заняли бы годы ручной работы.

Разложение полинома на множители.

Factor[x99 + y99]
Введение в систему Mathmatica 3.0
Система Mathematica использует изощренные алгоритмы для упрощения выражений. Здесь % заменяет собой результат предыдущего вычисления.

Simplify[%]x99 + y99


Mathematica может оперироватьне только с числами, но и с данными любого типа.


Считывание всех элементов словаря.

data=ReadList["dictionary.dat",String];

Выбор первых 40 слов в словаре.

Take[data,40] {"a","AAA","AAAS","Aarhus","Aaron","ABA","Ababa", "aback","abacus","abalone","abandon","abase","abash", "abate","abbas","abbe","abbey","abbot","Abbott", "abbreviate","abc","abdicate","abdomen","abdominal", "abduct","Abe","abed","Abel","Abelian","Abelson", "Aberdeen","Abernathy","aberrant","aberrate", "abet","abetted","abetting","abeyance","abeyant", "abhorred"}

Выбор слов, которые являются палиндромами и содержат более двух букв.

Select[data,(#==StringReverse[#] && StringLength[#]>2)&] {"AAA","ABA","ala","AMA","ana","bib","bob","bub","CDC", "civic","dad","deed","did","DOD","dud","eke","ere", "eve","ewe","eye","gag","gig","gog","huh","iii", "level","madam","minim","mum","non","noon","nun","pap", "PDP","peep","pep","pip","poop","pop","pup","radar", "refer","rever","rotor","sis","s's","tat","teet", "tenet","tit","TNT","toot","tot","wow"}

Эта команда находит длины всех слов в словаре.

wordLengths=Map[StringLength,data];

Подсчет общего числа слов равной длины.


Table[Count[wordLengths,i],{i,Max[wordLengths]}]{26,131,775,2152,3093,3793,3929,3484,2969,1883,1052, 542,260,102,39,15,6,4,0,1,2,1}
График распределения количества слов в словаре по длинам.

ListPlot[%,PlotStyle->PointSize[0.02]];
Введение в систему Mathmatica 3.0
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Mathematica объединяет компактность математической системы обозначений с точностью машинного языка.


Ввод интеграла с использованием только обычных символов  клавиатуры.

Integrate[Log[1+x]/Sqrt[x],x]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Тот же самый интеграл, введенный в естественной форме. Ввод в такой форме осуществляется с помощью палитр или непосредственно с клавиатуры.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Mathematica всегда позволяет Вам отредактировать полученный результат и использовать его снова  как исходное выражение.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Система Mathematica может выводить результат в традиционном для математической литературе виде. Следует учесть, что запись в стандартной форме (StandardForm) абсолютно точна и однозначна, в то время как традиционная форма требует некоторой эвристики для интерпретации.

Вычисление интеграла и вывод результата в традиционной форме (TraditionalForm).

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Mathematica способна создавать высококачественные формулы любой сложности и величины.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Большое количество математических формул, созданных в системе Mathematica, содержится в Галерее формул из раздела Демонстрация возможностей системы Mathematica 3.0.

Система Mathematica легко работает с абстрактной системой обозначений.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Система Mathematica поддерживает свыше 700 специальных символов посредством своих новых шрифтов, оптимизированных как для печати, так и для вывода на дисплей.

Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Mathematica осведомлена о сотнях специальных функций, используемых в чистой и прикладной математике.


LegendreQ[3, x]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Система Mathematica может вычислять значения специальных функций с любыми параметрами и с любой точностью.

N[MathieuC[1+I,2 I,3],40] 3.92513113741251986434976461681583792036+1. 898823911543347241105274797143911577679 I


Mathematica позволяет легко создавать изумительныемультимедийные эффекты.


Трехмерный параметрический график с автоматическим выбором большинства опций.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics3D-

Тот же график с заданием ряда специфических опций.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics3D-


Mathematica позволяет создавать не только статичную, но и анимированную графику.


Чтобы увидеть анимацию, щелкните мышью по графику.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Это еще один пример анимации.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0


Mathematica работает на всех основных


Стандартная система Mathematica состоит из двух частей:

Введение в систему Mathmatica 3.0
Ядро, которое фактически выполняет все вычисления.

Введение в систему Mathmatica 3.0
    Интерфейс, который обеспечивает взаимодействие пользователя и системы.

Документы типа notebook системы Mathematica полностью совместимы  со всеми   компьютерными системами.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Работая с одним документом  notebook, Вы можете запускать несколько копий ядра системы Mathematica, причем как на локальном, так и на удаленных компьютерах.



Mathematica также дает Вам возможность генерировать звук.


Эта команда производит звук с заданной формой волны.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Sound-


Mathematica включает в себя графические


Эта команда генерирует длинный список графических примитивов, изображающих точку.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Здесь из списка выбирается пять элементов.

Take[%,5]

Введение в систему Mathmatica 3.0

График, соответствующий списку примитивов.

Show[Graphics[gr, Frame-> True]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-

Создание списка трехмерных примитивов, изображающих куб.

gr=Flatten[Table[If[Mod[Multinomial[x,y,z],2]==1, Cuboid[1.2{x,y,-z}],{}],{x,0,15}, {y,0,15},{z,0,15}]];

Выбор первых пяти элементов в списке.

Take[%,5]{Cuboid[{0,0,0}], Cuboid[{0,0,-1.2}], Cuboid[{0,0,-2.4}] ,Cuboid[{0,0,-3.6}], Cuboid[{0,0,-4.8}]}

Эта команда рисует график, соответствующий списку примитивов.

Show[Graphics3D[gr]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

- Graphics3D -


MathLink может также использоваться


MathLink позволяет устанавливать шаблоны, чтобы точно определить, каким образом должны вызваться внешние программы. Это определяет связь с библиотекой подпрограмм языка C.

:Begin: :Function: anneal :Pattern: TSPTour[r:{{_, _}..}] :Arguments: {First[Transpose[r]], Last[Transpose[r]], Length[r], Range[Length[r]]} :ArgumentTypes: {RealList, RealList, Integer, IntegerList} :ReturnType: Manual :End:

Создание в системе Mathematica трехмерного графика.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Это изображение было получено с использованием возможностей внешнего графического редактора, в который оно было передано из системы Mathematica через протокол MathLink.


Введение в систему Mathmatica 3.0

Вы можете использовать MathLink, чтобы управлять интерфейсом системы Mathematica из ее ядра.

Эта команда сообщает интерфейсу системы, что надо открыть окно, содержащее палитру цветов.

FrontEndTokenExecute["ColorSelectorDialog"]


Можно использовать MathLink, чтобы


На большинстве компьютерных систем (обычно исключение составляет Macintosh) эта команда запускает дополнительное ядро системы Mathematica на  Вашем компьютере.

link=LinkLaunch["MathKernel -mathlink"];

Команда чтения данных из дополнительного ядра.

LinkRead[link]InputNamePacket["In[1]:= "]

Запись команды в дополнительное ядро.

LinkWrite[link,Unevaluated[$SessionID]]

Считывание $SessionID из вспомогательного ядра.

LinkRead[link]ReturnPacket[20002811790628968292]

Значение $SessionID в Вашем главном ядре будет отличаться.

$SessionID20000841219624707995

Закрытие дополнительного ядра.

LinkClose[link];
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Объектно-ориентированное программирование


Задание трех свойств объекта h.

h/:h[x_]+h[y_]:=hplus[x,y]h/:p[h[x_],x_]:=hp[x]h/:f_[h[x_]]:=fh[f,x]

Пример использования данного выше определения для объекта h.

h[a]+h[b]+f[h[r]]+h[h[x]]fh[f,r]+fh[h,x]+hplus[a,b]Clear[h]


Палитры работают как дополнительная клавиатура.


В палитре, подобной этой, нажатие кнопки

Введение в систему Mathmatica 3.0
вносит символ 
Введение в систему Mathmatica 3.0
в Ваш документ.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

В этой палитре значок

Введение в систему Mathmatica 3.0
указывает позицию, в которую Вы должны вставить соответствующее выражение.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Нажатие кнопки вносит выделенное выражение под знак радикала.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0


Построение документа типа notebook


Эта команда, создающая три ячейки в стиле заголовка подраздела.

Do[StylePrint[StringJoin["Заголовок", ToString[i]], "Subsubsection"],{i,3}]


Процедурное программирование.


z=a;Do[Print[z*=z+i],{i,3}]a (1+a)a (1+a) (2+a (1+a))a (1+a) (2+a (1+a)) (3+a (1+a) (2+a (1+a)))Clear[z]



Программа в системе Mathematica


Это программа, отвечающая модели Kohmoto для спектра энергии квантовой частицы в одномерном квазипериодическом потенциале.

FareySequence[q_]:=Apply[Union,Array[Range[#-1]/#&,q]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Пример работы программы.

Show[Graphics[SpectrumData /@ FareySequence[20]]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Программирование, ориентированное на работу с функциями.


NestList[f,x,4]{x,f[x],f[f[x]],f[f[f[x]]],f[f[f[f[x]]]]}

Здесь символ # является областью, замещаемой аргументом функции.

NestList[(1 + #)2 &, x, 3]
Введение в систему Mathmatica 3.0

p[x_+y_]:=p[x]+p[y]p[a+b+c]p[a]+p[b]+p[c]

Символ _ замещает одно единственное выражение; символ __  замещает любую последовательность выражений.

s[{x__,a_,y__},a_]:={a,x,x,y,y}s[{1,2,3,4,5,6},4]{4,1,2,3,1,2,3,5,6,5,6}Clear[p, s]


Программирование, ориентированное на работу со списками.


Многие операции автоматически работают со списками.

1 + {a, b, c}2{1 + a2, 1 + b2, 1 + c2}
Table[ij, {i, 4}, {j, i}]{{1},{2,4},{3,9,27},{4,16,64,256}}

Объединение вложенных списков.

Flatten[%]{1,2,4,3,9,27,4,16,64,256}

Разбиение предыдущего списка на подмножества длины 2.

Partition[%,2]{{1,2},{4,3},{9,27},{4,16},{64,256}}


Программы в системе Mathematica предоставляют беспрецедентно ясные способы записи алгоритма.


Обе эти программы аппроксимируют Золотое Сечение с точностью до k знаков.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

{1.6180339887498948482,1.6180339887498948482, 1.6180339887498948482}


Протокол MathLink обеспечивает связь между системой Mathematica и внешними программами.


Это код языка C для посылки некоторого выражения из внешней программы в систему Mathematica.

/* Integrate[Sqrt[Log[x]], x] */ MLPutFunction( stdlink, "EvaluatePacket", 1); MLPutFunction( stdlink, "Integrate", 2); MLPutFunction( stdlink, "Sqrt", 1); MLPutFunction( stdlink, "Log", 1); MLPutSymbol( stdlink, "x", 1); MLPutSymbol( stdlink, "x"); MLEndPacket( stdlink);

Эта команда  подключает компилируемую внешнюю программу C, которая выполняет поразрядные операции с целыми числами.

link=Install["bitops"];

Выполнение внешней функции BitAnd.

BitAnd[22222,33333]516

Отключение внешней программы.

Uninstall[link];


Сегодня система Mathematica


Системе Mathematica посвящены сотни книг на более чем десяти языках.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Существуют специальные периодические издания, посвященные системе Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Имеется растущая библиотека профессиональных прикладных программ, базирующихся на системе Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Сотни учебных курсов были разработаны с использованием системы Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Wolfram Research's MathSource - колоссальный  архив материалов, относящихся к системе Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

При разработке и эксплуатации самых разнообразных изделий используется система Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Web-представительство http://www.wolfram.com/ разработчика системы Mathematica компании Wolfram Research Inc. содержит тысячи страниц материала и постоянно обновляется.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Предыдущая глава Оглавление


Система Mathematica дает Вам в


Эта команда генерирует матрицу размера 100x100, состоящую из случайных чисел. Точка с запятой в конце команды запрещает системе Mathematica вывод матрицы на экран.

m=Table[Random[ ],{100},{100}];

На большинстве компьютеров система Mathematica затрачивает меньше секунды на вычисление всех собственных значений этой матрицы и представление их модулей в виде графика.

ListPlot[Abs[Eigenvalues[m]]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-


Система Mathematica имеет модульную


Пример ввода/вывода в стандартном интерфейсе системы Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Вы можете также обращаться к ядру системыMathematica непосредственно с текстового терминала.

Integrate[Sqrt[Log[x]], x]

  1

-(-) Sqrt[Pi] Erfi[Sqrt[Log[x]]] + x Sqrt[Log[x]]

  2  



Система Mathematica имеет свои, независимые от операционной системы, функции для управления файлами.


Вывод списка всех файлов типа notebook в Вашем корневом каталоге.

files=FileNames["*.nb", $HomeDirectory]
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Система Mathematica позволяетимпортировать


Чтение данных из файла image.dat. Точка с запятой после команды запрещает системе Mathematica выводить данные на экран.

data=ReadList["image.dat",Number,RecordLists->True];

Визуализация данных в виде  графика плотности.

ListDensityPlot[data,Mesh->False, FrameTicks->None];
Введение в систему Mathmatica 3.0

Вы можете применять к данным любую функцию системы Mathematica.

ListDensityPlot[Exp[Sqrt[data]],Mesh->False, FrameTicks->None,ColorFunction->Hue];
Введение в систему Mathmatica 3.0

Здесь осуществлен последовательный сдвиг данных вправо.

ListDensityPlot[MapIndexed[RotateRight,data], Mesh->False,FrameTicks->None,ColorFunction->Hue];
Введение в систему Mathmatica 3.0

Представление данных в виде контурного графика.

ListContourPlot[data,ContourShading->False, Contours->6,FrameTicks->None];
Введение в систему Mathmatica 3.0

График плотности данных с сохранивших только несколько Фурье-компонент.

ListDensityPlot[Re[InverseFourier[ MapIndexed[If[Max[#2]<60,#,0]&,Fourier[data],{2}]]], Mesh->False,FrameTicks->None];
Введение в систему Mathmatica 3.0

Распределение градаций серого в данных.

ListPlot[Sort[Flatten[data]]];
Введение в систему Mathmatica 3.0

Представление данных в виде трехмерного графика.

ListPlot3D[data,ColorFunction->Hue,Mesh->False, ViewPoint->{0.2,-2,5}];
Введение в систему Mathmatica 3.0


Система Mathematica сделала возможным


Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Система Mathematica способна взять


Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Система Mathematica может вычислять также конечные и бесконечные суммы и произведения.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Большое количество подобных примеров содержится в демонстрационном документе Интегралы, суммы и произведения из раздела  Демонстрация возможностей системы  Mathematica 3.0.

Mathematica может решать широкий класс обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных.

DSolve[y''[x]+y'[x]+x y[x]==0, y[x], x]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Встроенные алгоритмы системы Математика способны справиться с широким спектром  математических задач.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0
True
TrigReduce[Cos[x]4]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Нахождение миллиардного простого числа при совместном использовании встроенных таблиц и алгоритмов.

Prime[109]22801763489
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Система Mathematica включает в


Mathematica объединяет в себе самые разные методы программирования, что позволяет Вам всегда применять в данный момент наиболее подходящие из них.



Систему Mathematica можно использовать как калькулятор: Вы вводите задание и получаете результат.


Пример простейшего вычисления. Нажатие клавиш Shift-Enter является приказом системе Mathematica вычислить введенное выражение.

6^203656158440062976

Mathematica автоматически обрабатывает числа любого размера.

6^200 42682522381202740079697489151877373234298874535448942\ 94954790789351129295496197390190721393407570972968128\ 15466676129830954465240517595242384015591919845376

Вы можете работать в стандартной математической форме записи, используя палитры или специальные сочетания клавиш. Подробнее эти возможности будут описаны ниже.

6200 42682522381202740079697489151877373234298874535448942\ 94954790789351129295496197390190721393407570972968128\ 15466676129830954465240517595242384015591919845376

Вычисление собственных значений матрицы.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0


Смешанные методы программирования.


Наиболее мощные операторы системы Mathematica объединяют в себе различные методы программирования.

Position[{1,2,3,4,5}/2,_Integer]{{2},{4}}
MapIndexed[Power,{a,b,c,d}]{{a}, {b2}, {c3}, {d4}}
Введение в систему Mathmatica 3.0
{100000,50000,25000,12500,6250,3125,3125}
ReplaceList[{a,b,c,d,e},{x__,y__}->{{x},{y}}]{{{a},{b,c,d,e}},{{a,b},{c,d,e}},{{a,b,c},{d,e}}, {{a,b,c,d},{e}}}


В программах системы Mathematica


Эта программа соответствует недавно открытой приближенной формуле для нахождения количества простых чисел, меньших заданного числа.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

Сравнение приближенного результата с точным значением, полученным с помощью встроенной функции PrimePi.

Введение в систему Mathmatica 3.0
{168, 168}


Важная особенность использования


Определение функции g, аргументом которой является список, состоящий из двух элементов.

g[{x_,y_}]:=x+yg[{4,a b}]4+a bClear[g]

Определение функции, имеющей смысл площади круга, аргументом которой является объект Circle.

Введение в систему Mathmatica 3.0
area[Circle[{2,3},u]]

Введение в систему Mathmatica 3.0

Осуществление преобразования  логического правила.

reduce[p_ && q_ || p_]:=p
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Важной особенностью системы Mathematica


Решение уравнения в системе Mathematica. Корни уравнения есть функции зависящие от параметра.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0

Вычисление интеграла в системе Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0


Во многих видах вычислений система Mathematica является мировым рекордсменом по скорости.


В качестве примера здесь приведено одно вычисление из теории чисел; при больших значениях аргумента это вычисление было впервые выполнено в системе Mathematica всего за несколько минут.

PartitionsP[8000] 783602643515683494905931450133645997190107693529858\ 6433111860020941782776452445099\0388402844164
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Возможность манипулировать различными


Вычисление собственных чисел матрицы.

Eigenvalues[{{3, 1}, {2, 6}}]
Введение в систему Mathmatica 3.0

Система  Mathematica способна  вычислять собственные значения даже тогда, когда элементы матрицы являются символьными параметрами. В результате получается компактное представление собственных чисел для любого значения b.

v = Eigenvalues[{{3, 1}, {2, b}}]
Введение в систему Mathmatica 3.0


Все операции в системе Mathematica


Команда /. служит сигналом системе Mathematica применить  подстановку  b - > 1 + x.

{a,b,c,d}/.b->1+x{a,1+x,c,d}

Каждый символ x_ и y_ замещает любое выражение, так что шаблон x _ + y_ обозначает собой сумму любых двух объектов.

{a + b, c + d, a + c} /. x_ + y_ -> x2 + y2{a2 + b2, c2 + d2, a2 + c2}
{a + b, c + d, a + c} /. a + x_ -> x3{b3, c + d, c3}


Все символьные выражения записываются в единой форме head[arg1, arg2, ...].


Список элементов.

{a,b,c}List[a,b,c]

Алгебраическое выражение.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Plus[Power[x,2],Sqrt[x]]

Уравнение.

x==Sin[x]Equal[x,Sin[x]]

Логическое выражение.

p&&!qAnd[p,Not[q]]

Команда.

Введение в систему Mathmatica 3.0
AddTo[Part[m,1],a]

Графика.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Graphics[{Circle[{1,0},2],Circle[{-1,0},2]}]

Абстрактная математическая запись.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Tilde[CirclePlus[a,b], Subscript[c,Infinity]]

Кнопка.

Введение в систему Mathmatica 3.0
ButtonBox["Press here"]

Ячейка в документе системы Mathematica, содержащая текст.

A cell containing textCell["A cell containing text","Text"]


Встроенные функции системы Mathematica


Использование предыдущего результата для построения графиков функций, задающих собственные значения, в зависимости от параметра.

Plot[Evaluate[v], {b, -10, 10}]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-

Вы можете найти значение b, при котором первое собственное значение равно нулю...

Solve[First[v] == 0, b]
Введение в систему Mathmatica 3.0

или найти интеграл от 0 до с от функции, задающей первое собственное значение.

Введение в систему Mathmatica 3.0
Введение в систему Mathmatica 3.0

Теперь можно найти  частичную сумму ряда Тейлора функции, являющейся результатом предыдущего интегрирования.

Series[%, {c, 0, 5}]
Введение в систему Mathmatica 3.0

Численное нахождение корня уравнения на заданном отрезке.

FindRoot[int==1+c,{c,1}]{c->-0.554408}

Простота работаты с формулами также важна при обработке данных.

Создание списка первых сорока простых чисел.

Table[Prime[i], {i, 40}]{2,3,5,7,11,13,17,19,23,29,31,37,41,43,47,53,59,61, 67,71,73,79,83,89,97,101,103,107,109,113,127,131,137, 139,149,151,157,163,167,173}

Приближение аппроксимирующей функцией.

Fit[%, {Log[x],x,x2}, x]3.91287769352273429 x+0.0244902554054522703 x2-5.98809188219891908 Log[x]

Вычисление суммы первых сорока простых чисел с применением аппроксимирующей функции.

Sum[%, {x, 1, 40}]3090.16

Тот же результат, полученный точно.

Sum[Prime[i],{i,1,40}]3087

Следующая команда объединяет в себе предыдущие и строит график разности между точными и приближенными значениями сумм простых чисел в зависимости от количества слагаемых.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-

Предыдущая глава Оглавление Следующая глава


Вы можете использовать MathLink


Microsoft Word в качестве интерфейса системы Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Web-страница, устанавливающая связь с системой Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0

Microsoft Excel, связанный с системой Mathematica.

Введение в систему Mathmatica 3.0



Вы можете использовать систему Mathematica для построения двумерных и трехмерных графиков функций.


Двумерный график простой функции.

Plot[Sin[x]+Sin[1.6x],{x,0,40}]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-Graphics-

Трехмерный график функции. Пробел между  x и y эквивалентен символу умножения. Опция PlotPoints->30 задает количество ячеек сетки.

Plot3D[Sin[x y],{x,0,4},{y,0,4},PlotPoints->30]

Введение в систему Mathmatica 3.0

-SurfaceGraphics-

Вы можете воспользоваться большим количеством вычислительных возможностей системы Mathematica простым нажатием одной из кнопок в стандартных палитрах.

Оглавление Следующая глава


Вы можете создавать заказные палитры, чтобы вводить любую функцию или оператор.


Введение в систему Mathmatica 3.0

При нажатии этой кнопки происходит факторизация выделенного выражения.

Введение в систему Mathmatica 3.0
1+(a + b)2+(p + q)^2
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава