Альбом
Альбом (Album) состоит из шести окон, переключаться между которыми можно при помощи кнопок на панели слева (см. рис. 1.4). Три окна помогают собирать файлы с видео, аудио и статическими изображениями для последующего включения в проект (подробнее об этом рассказывается в главе 6).
Остальные три окна - библиотеки эффектов, предоставленные компанией Pinnacle. Это переходы, титры и дисковые меню. Пользоваться всем этим богатством вас научат главы 8, 10 и 12.
Функция автосохранения программы Studio
1. Попробуйте выйти из Studio одним из следующих способов:
- выполните команды Файл => Выход (File => Exit) - рис. 1.20;
Рис. 1.20. Попробуйте выйти из программы, выбрав соответствующую команду меню
- щелкните по кнопке с крестиком в правом верхнем углу экрана (см. рис. 1.21).
Рис. 1.21. Или нажмите на кнопку закрытия окна
Появится диалоговое окно, изображенное на рис. 1.22.
Рис. 1.22. В любом случае Studio напомнит вам о необходимости сохранения файла проекта. Кроме того, программа может автоматически сохранять файл в определенные промежутки времени
2. Выполните одно из следующих действий:
- щелкните по кнопке Нет (No). Studio прекратит работу;
- щелкните по кнопке Отмена (Cancel). Вы вернетесь в Studio;
- щелкните по кнопке Да (Yes). Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As).
3. Найдите нужную папку, введите имя файла и щелкните по кнопке Сохранить (Save).
Studio сохранит файл проекта.
Studio может автоматически сохранять файл через определенные промежутки времени, что является неплохой защитой от случайных сбоев системы. По умолчанию этот интервал составляет 90 секунд. Подробнее о том, как включить и сконфигурировать эту функцию, см. в разделе «Установка длительности по умолчанию» главы 2.
Интерфейс
Экскурсия
Режим Редактирование
Захват
Режим Вывод фильма
Отменить и Повторить
Сохранение проекта
Справочная система
Экскурсия
Несмотря на простоту и ясность, интерфейс программы Studio 9.0 от компании Pinnacle Systems имеет несколько укромных уголков, незаметных с первого взгляда. На наше счастье, в Studio есть довольно обширный обзорный тур, который знакомит пользователя с окрестностями. В начале этой главы мы узнаем, как совершить эту экскурсию по округе, затем познакомимся с основными режимами работы программы: Захват (Capture), Редактирование (Edit) и Вывод фильма (Make Movie). В конце главы рассказывается о том, как отменить или повторить внесенные в текущий проект изменения, как пользоваться справочной системой и «горячими» клавишами, а также о том, как и когда давать имя файлу с вашим проектом и сохранять его.
Специальная обзорная экскурсия, включенная в программу Studio 9.0, - первый шаг к знакомству с ее интерфейсом.
Окно Фильма
Окно Фильма может находиться в одном из трех режимов: Линия времени (Timeline) - рис. 1.6, Сценарий (Storyboard) или Монтажный лист (Text), причем последний режим в главном меню Studio называется именно Монтажный лист (Kdit List). Переключаться между режимами можно посредством кнопок в правом верхнем углу Окна Фильма- рис. 1.6. О том, как и когда следует использовать каждый из этих режимов, рассказывается в главе 7. Две кнопки - «Лезвие» для разрыва фрагментов и «Корзина» для их удаления - доступны во всех трех режимах.
Видеоинструментарий. В левом верхнем углу Окна Фильма находятся две кнопки с изображениями видеокамеры и динамика (рис. 1.7). При щелчке по кнопке с видеокамерой откроется панель Видеоинструменты (Video Toolbox) с шестью инструментами редактирования.
На рис. 1.8 показан инструмент Свойства клипа (Clip Properties), при помощи которого можно подрезать видеофрагмент до нужной длины. Подробнее об этом см. в главе 7.
Другие кнопки панели Видеоинструменты выполняют следующие функции:
Титры и статические изображения. Здесь вы задаете имя и длительность показа изображений, а также переходите к редактору титров (см. главу 10);
Ссылки меню. Этот инструмент позволяет создавать ссылки из DVD-меню к содержимому DVD-диска, а также оформить меню по собственному вкусу;
Захват кадров. При помощи этого инструмента можно сделать моментальный снимок отдельного кадра, выполненного видеокамерой, или видеофайлов, хранящихся на вашем компьютере (см. главу 5);
Цветокоррекция/фильтры. Здесь содержатся функции цветокоррекции, предлагаемые Studio, а также различные спецэффекты (см. главу 9);
Изменение скорости воспроизведения видео. Этот инструмент служит для создания эффекта замедленной или ускоренной съемки (см. главу 9).
Вы можете переключаться между инструментами, щелкая по соответствующим кнопкам. Для того чтобы закрыть панель Видеоинструменты, повторно щелкните по кнопке с изображением видеокамеры.
Аудиоинструментарий (Audit) Tool Box). Щелкните по кнопке «Динамик» (в левом верхнем углу Окна Фильма, и перед вами появится панель Аудиоинструменты (Audio ToolBox) со своим набором инструментов (рис. 1.9). На иллюстрации открыто окно Свойства аудиоклипа (Audio Clip Properties), при помощи которого можно подрезать музыкальный фрагмент до нужной длины.
Рис. 1.8. Различные инструменты редактирования на панели Видеоинструменты
Перечислю остальные возможности панели Аудиоинструменты (подробнее о них см. в главе 11):
Громкость. Служит для управления громкостью трех аудиотреков;
Дикторский комментарий. При помощи этого инструмента вы можете записать закадровую или дикторскую речь;
CD-аудио. Считывание аудиотреков с компакт-дисков для последующего включения в проекты;
Автоматическое создание музыкальных композиций (SmartSound). Данный инструмент служит для создания собственного музыкального сопровождения произвольной длины.
Двойной щелчок мыши по любой кнопке на панели Аудиоинструменты или Видеоинструменты вернет вас в главное Окно Фильма.
Рис. 1.9. Инструментарий для работы со звуком на панели Аудиоинструменты
Отключение всплывающих подсказок
Выберите команды Помощь = > Показывать подсказки (Help => Display Tool Tips) - рис. 1.25.
Когда вы выполните команду Показывать подсказки, флажок рядом с данным пунктом меню исчезнет (рис. 1.26). Чтобы снова включить всплывающие подсказки, вновь выполните эту команду.
Рис. 1.25. Если вас раздражают всплывающие подсказки, просто отключите их
Рис. 1.26. Когда рядом с соответствующим пунктом меню нет галочки, это значит, что всплывающие подсказки отключены
Отмена внесенных изменений
Отменить только что внесенное изменение можно следующими способами:
- щелкнуть по кнопке Отменить (Undo) в правом верхнем углу окна Studio (рис. 1.14);
- выбрать команды Редактирование = > Отменить (Edit => Undo) - рис. 1.15;
- нажать комбинацию клавиш Ctrl+Z.
Studio отменит последнее изменение, в данном примере переход в режим показа видеоклипа.
Заметьте, программа хранит последовательный список всех изменений, поэтому, чтобы отменить третье с конца изменение, вам придется отменить и два предыдущих тоже.
Рис. 1.14. Работа с видео требует экспериментирования, поэтому Studio позволяет пользоваться кнопкой Отменить
Рис. 1.15. ...а также командой меню или комбинацией клавиш Ctrl+Z
Отменить и Повторить
Эксперимент - одна из основ процесса создания видеофильма. Это значит, что вы пробуете в действии различные возможности и отказываетесь от неудачных. Экспериментировать в Studio легко благодаря еще одной возможности этой программы - отменить или повторить внесенные изменения. Программа запоминает все изменения, которые вы внесли во время текущего сеанса работы. Вы даже можете отменить изменения после того, как сохраните файл (довольно редкая функция, на мой взгляд), ну и, конечно, в любой момент вернуть все изменения назад.
Отправляемся на экскурсию
Выберите команды Помощь => Учебник (Help => Guided Tour) - рис. 1.1.
Откроется окно Pinnacle Studio Guided Tour, показанное на рис. 1.2. Управляющие элементы внизу окна помогут вам в путешествии.
Рис. 1.1. Экскурсия по Pinnacle Studio познакомит вас с различными компонентами программы
Рис. 1.2. Вы сами руководите экскурсией при помощи кнопок управления внизу окна
Первое сохранение проекта
1. Воспользуйтесь одной из следующих возможностей (рис. 1.18):
- выберите команды Файл = > Сохранить проект (File => Save Project);
- выберите команды Файл = > Сохранить проект как (File => Save Project As);
- нажмите клавиши Ctrl+S.
Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As) - рис. 1.19.
2. Найдите нужную папку и введите имя файла, после чего щелкните по кнопке Сохранить (Save).
Studio сохранит проект в файле с рас ширением .stu.
Плеер
Плеер (Player) представляет собой область, в которой можно просмотреть материалы и различные эффекты, хранящиеся в альбомах, а также видеофрагмент, над которым вы в данный момент работаете в Окне Фильма (Movie Window), - рис. 1.5. Щелчком мыши по значку DVD в левом нижнем углу можно преобразовать Плеер в подобие DVD-пульта для просмотра DVD-дисков.
Заметим, что изменить положение или размеры окна Плеер вы не можете. Как и все остальные элементы интерфейса, оно жестко закреплено на своем месте. Поскольку Плеер необходим в большинстве операций по монтажу, работа с ним обсуждается почти во всех главах этой книги.
Рис. 1.4. Кнопки на левой стороне Альбома позволяют переключаться между разными представлениями окна
Рис. 1.5. Плеер содержит обычные элементы управления, такие как в видеомагнитофоне, плюс ползунок для прокрутки видеофрагмента. Кнопка DVD превращает Плеер в DVD-пульт (см. главу 12)
Рис. 1.6. С помощью этих кнопок можно переключаться между режимами Линия времени, Сценарий и Монтажный лист. Me забывайте и про вездесущие «Лезвие» и «Корзину», которые позволяют разделять видеофрагменты на части и выбрасывать ненужные куски
Рис. 1.7. Кнопка «Видеокамера» открывает и закрывает панель Видеоинструменты, а кнопка «Динамик» делает то же самое с панелью Аудиоинструменты
Просмотр списка «горячих» клавиш Studio
В открытом окне Справочной системы выберите пункт меню Клавиатурные команды (Keyboard Shortcuts).
Будет отображен список всех комбинаций клавиш, используемых в Studio (рис. 1.27).
Рис. 1.27. Если вам нравится использовать комбинации клавиш, вы сможете легко их выучить, обратившись к справочной системе Studio
Режим Редактирование
При первом запуске Studio программа будет находиться в режиме Редактирование (Edit). В нем вы и будете проводить большую часть рабочего времени (рис. 1.3). Для перехода в два других режима - Захват (Capture) и Вывод фильма (Make Movie) - нажмите на соответствующую закладку в левом верхнем углу окна программы.
В режиме Редактирование (Edit) рабочая область состоит из трех элементов: Альбом (Album), Плеер (Player) и Окно Фильма (Movie Window). Кроме того, в этом режиме доступны кнопки Отмена, Повтор и Помощь, расположенные справа вверху рабочей области.
Рис. 1.3. При первом запуске Studio программа окажется в режиме Редактирование, в котором вы и будете проводить большую часть рабочего времени
Режим Вывод фильма
Переключиться в режим Вывод фильма (Make Movie) - рис. 1.12 - можно, выбрав соответствующую закладку в левом верхнем углу основного окна программы Studio (рис. 1.3). В результате вы получаете доступ к инструментам дая сохранения вашей работы.
Отметим, что Studio изменяет интерфейс режима Вывод фильма в зависимости от типа выходного материала. В приведенном здесь примере я собираюсь записать DVD-диск с фильмом о праздновании Нового года. Как видите, Studio показывает объем свободного пространства на DVD примерно так же, как Дискомер. Щелкнув по кнопке Настройки (Settings), вы можете открыть окно с параметрами, позволяющими выбрать конкретный тип носителя, на который будет производиться запись. Щелкните по закладке Создание видеодиска (Make disk), и нужно будет выбрать между Видео CD, S-VCD (Super VideoCD) и DVD (см. рис. 1.13).
Рис. 1.12. Экран Вывод фильма (Make Movie) будет последней остановкой в процессе создания видеофильма. Панель слева вверху позволяет выбрать вариант вывода результата
Рис. 1.13. Щелкните по кнопке Настройки и выберите вариант сохранения своей работы. В данном случае открыта закладка Создание видеодиска
Как показано на вертикальной панели вверху слева (рис. 1.12), можно сохранять видеоматериал на пленку в форматах AVI, MPEG либо как потоковое видео для трансляции по сети (см. главу 14).
Сохранение проекта
Как и большинство подобных программ, Studio позволяет сохранять проект в любое время, чтобы впоследствии вы могли вернуться к нему и продолжить работу. Однако, в отличие от других программ, Studio не имеет функции сохранения ресурсов, захваченных и/или импортированных в рамках проекта.
Альбом лишь отображает те ресурсы, которые хранятся в выбранной в данный момент папке. Таким образом, если вся ваша работа сводилась только к захвату файлов, нет смысла сохранять файл проекта, и программа даже не будет вам напоминать об этом, когда вы попытаетесь выйти из нее. Если вы не изменяете папку, в которой хранятся захваченные файлы (см. раздел «Загрузка видеофайлов» в главе 6), все они будут отображаться в Альбоме при следующем сеансе работы в Studio.
Но как только вы перетащите какой-нибудь ресурс в Окно Фильма и начнете его редактирование, проект будет считаться официально начатым. Если вы после этого попытаетесь выйти из программы или начать новый проект, Studio убедится в том, что вы не потеряете свою работу. Вы можете помочь программе и сохранить файл самостоятельно. Оба варианта описаны ниже.
Я обычно создаю отдельную папку для каждого проекта и называю ее каким-нибудь «говорящим» именем, например «В зоопарке», чтобы точно знать, где и что находится. Затем я сохраняю в эту папку видеоматериалы, статические изображения и вспомогательные файлы, а также файл проекта. Таким образом, весь материал всегда находится под рукой, да и удалить все ненужное после работы будет намного легче.
Рис. 1.18. Ничто не раздражает так сильно, как случайная потеря всей выполненной работы. Чтобы этого не случилось, быстро сохраните файл проекта
Рис. 1.19. Стандартное диалоговое окно для выбора места хранения файла и указания его имени. Я обычно сохраняю файл в той же папке, где лежат захваченные файлы
Сохранение проекта под новым именем и/или в другом месте
1. Выберите команды Файл => Сохранить проект как (File Q Save Project As). Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As).
2. Найдите нужную папку, введите имя файла и щелкните по кнопке Сохранить (Save). Studio сохранит файл проекта.
Сохранение существующего проекта
Выполните команды Файл => Сохранить проект (File => Save Project) или нажмите клавиши Ctrl+S.
Справочная система
Studio содержит полноценную справочную систему, основу которой составляет электронная версия руководства пользователя. Помимо этого, в Studio имеются «всплывающие подсказки», те самые надписи, которые объясняют значение кнопок, когда вы секунду-другую держите над ними указатель мыши. Если же они вам только мешают, вы можете их отключить.
Рис. 1.23. Эта команда открывает окно справочной системы Studio
Рис. 1.24. Справка, по сути, представляет собой электронную версию руководства пользователя
Еще одной возможностью Studio являются «горячие» клавиши. В этой книге приводятся наиболее полезные комбинации клавиш, а полный их список представлен в приложении А. Этот же список есть в справочной системе.
Видеозахват с аналоговых источников
На рис. 1.11 показан интерфейс Studio для захвата аналогового видео. Как вы видите, Альбом (Album) и Плеер (Player) остались на своих местах, но появились две дополнительные панели, предназначенные для управления яркостью и цветом захваченного видео, а также для изменения громкости входного аудиопотока. Эти функции не требуются при работе с цифровыми (DV или MicroMV) источниками, поскольку вы просто переносите уже оцифрованный видеоматериал с камеры на компьютер.
Захват с аналогового источника обычно предполагает внесение определенных изменений, в частности настройку звука, и Studio содержит мощный инструментарий для этого. Кроме того, при оцифровке аналогового видео вы должны выбрать формат файла, в котором оно будет храниться, и задать настройки качества для данного формата - именно поэтому в окошке Дискомер (Diskometer) появились дополнительные элементы управления.
Если все это не совсем понятно, не стоит паниковать. Захват аналогового видео-процесс, требующий большого внимания к деталям, но отнюдь не являющийся чем-то таинственным. Обо всех его особенностях подробно рассказывается в главе 4.
Рис. 1.11. Экран Захват (Capture) в аналоговом варианте. Дополнительные управляющие элементы позволяют настроить входящие видео- и аудиопотоки нужным образом
Возврат отмененного изменения
Вернуть отмененное действие можно следующими способами:
- щелкнуть по кнопке Повторить (Redo) в правом верхнем углу окна Studio (см. рис. 1.16);
- выбрать команды Редактирование = > Повторить (Edit => Redo) - рис. 1.17;
нажать комбинацию клавиш Ctrl+Y.
Рис. 1.16. Снова передумали? Воспользуйтесь кнопкой Повторить
Рис. 1.17. ...или командой меню, или комбинацией клавиш Ctrl+Y
Studio вернет последнее изменение, в данном примере переход в режим показа видеоклипа.
И поскольку программа хранит последовательный список всех изменений, для отмены действия нескольких команд Undo вам придется выполнить столько же команд Redo.
Вызов справочной системы Studio
1. Нажмите клавишу F1.
2. Щелкните по кнопке с вопросительным знаком в правом верхнем углу экрана (см. рис. 1.14).
3. Выберите команды Помощь => Разделы помощи (Help => Help Topics) - рис. 1.23.
Захват
Выбрав соответствующую закладку в левом верхнем углу окна программы Studio, вы переключаетесь в режим Захват (Capture Mode) - рис. 1.3. Данный режим служит для переноса видеоматериалов с видеокамеры или какого-то иного источника на компьютер. Studio предлагает два варианта интерфейса. Первый рассчитан на перенос цифрового видео и видео в формате DV/ MicroMV, второй - на оцифровку видео с аналоговых камер и магнитофонов.
Как упоминалось в предыдущем разделе, захват отдельных кадров производится в режиме Редактирование (Edit) при помощи инструмента Захват кадра (Frame Grab) из панели Видеоинструменты. О захвате отдельных статических изображений рассказывается в главе 5.
Рис. 1.10. Знакомьтесь - окно Захват для захвата цифрового видео. Оно состоит из четырех элементов Альбом (Album), Плеер (Player), Панель видеокамеры (Camcoder Controller) и Дискомер (Diskometer)
Захват цифрового видео
На рис. 1.10 представлены четыре элемента, присутствующие в режиме Захват (Capture): Альбом (Album), Плеер (Player), Панель видеокамеры (Camcoder Controller) и Дискомер (Diskometer).
Альбом. Хранит полученные видеофайлы, динамически обновляемые по мере того, как Studio обнаруживает дополнительные сцены в исходном видеоматериале. После переноса видеоматериала на компьютер вы сможете изменить комментарии, ассоциированные с каждой сценой (см. главы 3 и 4), и, таким образом, искать новые сцены уже в режиме Редактирование. В этом режиме разрешается воспроизвести видеоматериалы, в то время как режим Захват не позволяет этого делать.
Плеер. Это окно предварительного просмотра полученного видео. Содержит информацию о длительности видеофрагмента и числе кадров, пропущенных в процессе переноса, если таковые имеются. Как видите, никаких управляющих элементов здесь нет, поэтому для полноценного воспроизведения полученного видео необходимо переключиться в режим Редактирование.
Панель видеокамеры. Позволяет управлять DV- или MicroMV-видеокамерой. Главным преимуществом этих цифровых форматов является возможность управления видеокамерой через то же самое FireWire-соединение, по которому видео передается из камеры на компьютер (см. врезку «FireWire приходит на помощь» в главе 3). Таким образом, передача информации с этих источников осуществляется значительно легче, чем с аналоговых камер.
Дискомер. Содержит элементы управления для начала и остановки процесса переноса, позволяет выбрать целевой жесткий диск, а также показывает наличие свободного места (в мегабайтах и единицах времени - сколько минут видео в данном формате может еще поместиться на диск). На панели Дискомер имеются кнопки для настройки параметров захвата. Дополнительные параметры можно задать, щелкнув по кнопке Настройки (Settings).
Дефрагментация диска
Почти все современные компьютеры (то есть выпущенные после 2000 года) способны справиться с захватом и обработкой видео. Чтобы убедиться, что ваш компьютер справляется с этой задачей, в Studio имеется тест производительности, который желательно запустить сразу после установки программы. В этом случае вы немедленно обнаружите возможные проблемы.
Если диск, на котором вы будете хранить захваченные и обработанные видеоматериалы, уже содержит большой объем другой информации, его следует дефрагмен-тировать перед выполнением теста. Дело в том, что при работе с диском Windows сохраняет и удаляет файлы со всей его поверхности, а длинные файлы могут храниться не в одном месте диска, а в разных, «по кусочкам». Дефрагментация - это процесс объединения «кусочков», в результате все файлы хранятся более компактно, а для теста производительности и проектов по редактированию видео остаются большие свободные участки.
Стандартная утилита Дефрагментация диска (Windows Disk Defragmenter) может проанализировать состояние диска и определить, нуждается ли он в дефрагмента-ции. Мы опустим этот тест и сразу осуществим дефрагментацию, чтобы быть уверенными в том, что жесткий диск находится в наиболее оптимальной форме перед запуском теста производительности.
Приступаем к работе
Выбор диска для исходного видеоматериала
Дефрагментация диска
Тестирование диска
Установка длительности по умолчанию
Местоположение вспомогательных файлов
Местоположение вспомогательных файлов
Я не знаю, как вас, а меня просто бесит, когда я не могу точно назвать, где именно хранятся файлы моего проекта. К ним относятся файлы с закадровым звуком и текстом, файлы с образами DVD и прочие материалы, необходимые в процессе работы над проектом.
К счастью, Studio позволяет следить за всеми вспомогательными файлами путем указания их местоположения. Таким образом, их легче будет найти и использовать в новом проекте или же удалить все сразу после окончания проекта.
Обычно я помещаю вспомогательные файлы на том же диске и в той же папке, где хранятся захваченные/полученные файлы, - так их легче найти. Единственная причина, которая может заставить вас выбрать иное местоположение, -это недостаток места на жестком диске. При записи DVD может потребоваться до 4,5 Гб свободного дискового пространства для хранения DVD-образа. Большинство вспомогательных файлов имеют намного меньший размер.
В диалоговом окне Редактирование (Edit) есть несколько других настроек, но пока что мы не будем их трогать. Они подробно рассматриваются в последующих главах.
Рис. 2.21. Щелкните по кнопке в виде папки в левом нижнем углу, чтобы указать иное местоположение вспомогательных файлов
Рис. 2.22. Используйте полосу прокрутки для поиска и выбора нужных диска и папки для хранения вспомогательных файлов
Настройка местоположения вспомогательных файлов
1. Из меню Studio выберите команды Настройки = > Редактирование - рис. 2.16.
Откроется диалоговое окно Настройка Pinnacle Studio (рис. 2.21).
В его левом нижнем углу вы увидите желтую кнопку в виде папки под надписью Папка для временных файлов (Folder for auxiliary files).
2. Щелкните по этой кнопке, чтобы от крыть диалоговое окно Обзор папок (Browse for Folder) - рис. 2.22.
3. Щелкните по имени диска и затем по имени папки, в которой вы хотите хранить служебные файлы.
Studio создает в этом месте папки следующего уровня, чтобы захваченные файлы не перепутались со вспомогательными (рис. 2.23).
Рис. 2.23. Studio создает для вспомогательных файлов отдельную папку и не смешивает их с файлами, в которых хранится исходный видеоматериал
Судя по Internet-форумам, проводящимся на сайте Pinnacle и посвященным вопросам технической поддержки, некоторые пользователи во время работы над проектом сталкивались с проблемами при изменении местоположения вспомогательных файлов. В лучшем случае вам придется скопировать все вспомогательные файлы из старой папки в новую, что может занять определенное время, в худшем (впрочем, такое происходит довольно редко) - файл проекта оказывается испорченным и приходится начинать всю работу заново. Поэтому советую сначала убедиться в достаточном количестве дискового пространства, прежде чем указывать местоположение вспомогательных файлов.
Настройка длительности по умолчанию
1. Из меню Studio выберите команды Настройки => Редактирование (Setup => Edit) - рис. 2.16. Откроется диалоговое окно Настройка Pinnacle Studio (Pinnacle Studio Setup Options) - рис. 2.17.
2. Чтобы изменить используемую по умолчанию длительность переходов, титров, статических изображений и/или громкость, вы можете:
- щелкнуть по числу, которое вас не устраивает, и ввести новое значение (рис. 2.18);
- воспользоваться стрелками рядом с каждым временным интервалом (рис. 2.19).
Рис. 2.16. Выполните команды Настройки => Редактирование (Setup => Edit), чтобы открыть окно с используемыми по умолчанию параметрами правки
Рис. 2.17. В левом верхнем углу окна расположены настройки длительности переходов, титров, статических изображений и затухания звука
Рис. 2.18. Чтобы изменить значение, щелкните по числу и введите другое...
Рис. 2.19. ...или воспользуйтесь кнопками-стрелочками
Настройка интервала автосохранения
1. Чтобы включить возможность автоматического сохранения,установите флажок Сохранять копию проекта каждые (Save project automatically every) - рис. 2.17.
2. Чтобы изменить используемый по умолчанию интервал - 180 секунд, щелкните по этому числу и введите другое (рис. 2.20).
Рис. 2.20. Для изменения интервала автосохранения щелкните по числу и введите новое значение
Функция автосохранения позволяет регулярно, без вашего вмешательства, сохранять файл проекта, так чтобы сбои в системе или отключение электричества не привели к потере всех результатов вашего труда. Единственным недостатком является то, что во время процесса сохранения система на долю секунды замирает, не отвечая на ваши запросы. Впрочем, чаще всего вы даже этого не заметите, поэтому отключать автосохранение не стоит. Интервал величиной 180 секунд, заданный по умолчанию, вполне приемлем для большинства пользователей.
Оптимизация работы диска
Если утилита Дефрагментация не нашла никаких ошибок в работе жесткого диска, то возможны две причины его низкой производительности. В операционной системе Windows 98 у вас может быть не включен прямой доступ к памяти (Direct Memory Access - DMA). Активизируйте этот режим в свойствах жесткого диска, которые устанавливаются в диалоговом окне System Properties (Свойства системы). Во всех более поздних версиях Windows прямой доступ к памяти включается автоматически, так что в Windows 2000, Windows Millennium Edition и Windows XP такая проблема возникнуть не должна.
Другой возможной причиной медленной работы диска могут стать фоновые процессы. Если в правой части Панели задач Windows у вас красуется больше пиктограмм, чем на болиде Формулы-1, значит, именно в них вся проблема. Решить ее можно двумя способами. Для начала попробуйте щелкнуть мышью по каждой пиктограмме, загрузив таким образом соответствующую программу. В окне свойств или аналогичном окне программы найдите опцию, которая отключает эту фоновую задачу. Например, чтобы отключить QuickTime, выберите команды Edit = > Preferences и выключите опцию QuickTime System Tray Icon. Такие приложения, как программа-антивирус, RealPlayer, QuickTime Player, панель задач Microsoft Office и подобные, вряд ли вам нужны постоянно.
Альтернативным решением является программа, которая называется менеджером загрузки. Она позволяет решать, какие фоновые программы загружать и когда именно. Журнал PC Magazine предлагает свою бесплатную утилиту Startup Cop, обладающую самыми необходимыми функциями (www.pcmag.com). Я сам часто пользовался программой Shensoft Power Launcher Plus, но кажется, что после 2000 года она не обновлялась (www.shensoft.com). В недавних обзорах журнал PC Magazine рекомендовал также утилиту Startup Manager от компании Kissco (www.startupmgr.com). Если же ни одна из перечисленных утилит вас не удовлетворяет, попробуйте поискать такую программу в Internet по ключевой фразе «менеджер загрузки» или «startup manager».
Порядок дефрагментации диска
1. Из окна Windows выберите команды Пуск => Программы => Стандартные => Служебные => Дефрагментация диска (Start => Programs => Accessories => System Tools = > Disk Defragmenter) - рис. 2.7.
Откроется окно утилиты для дефрагментации диска.
2. Выберите требуемый диск и щелкните по кнопке Дефрагментация (Defragment) - рис. 2.8.
Рис. 2.7. Долгая дорога к утилите Дефрагментация диска - лучшему другу вашего жесткого диска
Рис. 2.8. Выберите требуемый диск и щелкните по кнопке Дефрагментация для запуска процесса
Процесс этот достаточно долгий, так что можете пока пойти приготовить себе чашечку кофе. В принципе от вас уже ничего не требуется. На экране должно быть видно следующее: программа анализирует состояние диска до дефрагментации и выводит результат в виде черно-белых линий. Тонкие черные линии, окруженные белыми полосками, обозначают фрагмен-тированные файлы, которые в конечном счете должны будут собраны «по кусочкам» в единое целое (рис. 2.9).
На дефрагментированном, готовом к тесту, диске все файлы собраны вместе и имеются большие свободные пространства (рис. 2.10).
Рис. 2.9. Утилита Дефрагментация диска сначала анализирует ваш файл и затем выполняет перемещение фрагментов файла, располагая их последовательно на одном треке диска
Рис. 2.10. На дефрагментированном диске все файлы собраны вместе и имеются большие свободные пространства, необходимые для работы с видео
В зависимости от размера диска и хранящихся на нем данных процесс дефрагментации может занять от минуты до нескольких часов. Имейте это в виду, прежде чем запускать утилиту.
Перед началом дефрагментации завершите работу всех программ, а во время нее не используйте компьютер. Если какая-нибудь программа произведет запись на диск во время дефрагментации, утилита Дефрагментация диска прервет свою работу и начнет ее заново, что только увеличит потраченное время.
Наличие на диске больших файлов замедляет дефрагментацию. Поэтому перед ее началом имеет смысл удалить чересчур большие видеофайлы и вообще все ненужные материалы.
Создание новой папки и присвоение имени клипам
1. Вверху диалогового окна Выберите папку и файл для видео (Select folder and default name for captured video) щелкните по желтой кнопочке в виде папки справа от имени выбранного диска. Если вы задержите указатель мыши над этой кнопочкой, появится подсказка Создание новой папки (Create New Folder) - рис. 2.5.
2. Программа создаст новую папку, которой вы можете присвоить любое имя (рис. 2.6).
3. Если хотите, можете ввести имя файла, в который сохраняется захваченное видео, в поле Имя файла (File name).
При выполнении захвата видео в несколько файлов подряд Studio будет присваивать каждому следующему файлу то же имя с цифрой, например Videol, Video2 и т.д.
Рис. 2.5. Для создания новой папки щелкните по кнопке Создание новой папки
Рис. 2.6. Пусть имя папки говорит о том, что именно в ней хранится
Не особенно задумывайтесь о том, какие имена дать файлам, вы сможете изменить их уже в процессе самого захвата.
Полезно давать папкам «говорящие» имена, чтобы через полгода вам не пришлось ломать голову над тем, что же в них находится.
Тестирование диска
Итак, ваш диск только что был дефрагмен-тирован. Пора проверить его в тесте производительности от компании Pinnacle.
К сведению: цифровой видеопоток передается из камеры со скоростью около 3,6 Мб в секунду. Таким образом, для успешного его приема диск должен записывать данные со скоростью не менее 3,6 Мб/с, а для передачи цифрового видео в камеру он должен с такой же скоростью считывать данные.
Как вы убедитесь, диск на моем компьютере 1,8 ГГц Dell Pentium 4, купленном два года назад, считывает данные со скоростью 29 Мб/с, а пишет со скоростью 24 Мб/с, что намного превышает перечисленные требования. Скорее всего, ваш компьютер тоже с легкостью пройдет этот тест, но лучше все-таки убедиться в том, что никаких проблем в работе не будет.
Чтобы протестировать жесткий диск:
1. Из меню Studio выберите команды Настройки => Источник (Setup => Capture Source) - рис. 2.11.
Откроется диалоговое окно Настройка Pinnacle Studio (Pinnacle Studio Setup Options) на закладке Источник (Capture Source).
2. Щелкните по кнопке Проверка скорости (Test Data Rate) в поле Поток - рис. 2.12.
Studio запустит тест, и откроется окно Тест диска (Data Rate Test) - рис. 2.13. Сам тест займет не более десятка секунд, после чего программа выведет результаты (рис. 2.14). Мой винчестер отработал просто замечательно!
Рис. 2.11. Для вызова тестирующей утилиты выберите команды Настройка => Источник
Рис. 2.12. Щелкните по кнопке Проверка скорости в правом нижнем углу диалогового окна для теста производительности жесткого диска
Рис. 2.13. Этим окошком вам придется любоваться не более 10-15 секунд
Рис. 2.14. Есть! Тест пройден, можно приступать к работе!
Программа будет хранить эти результаты в области Поток окна Настройка (Capture Source) - рис. 2.15. В любое время вы сможете пройти тест заново. Если вдруг появились проблемы - пропущенные кадры при захвате видео или видеопоток не записывается на камеру, запустите тест и убедитесь, что с вашим винчестером все в порядке.
Рис. 2.15 Studio хранит результаты в поле Поток диалогового окна Настройка
Установка длительности по умолчанию
Когда вы добавляете переходы, титры, статические изображения или аудиозатухание в видеопроект, Studio устанавливает длительность каждого из этих ресурсов в соответствии с заданным по умолчанию значением. В процессе работы вы сможете заменить это значение своим собственным, здесь же мы покажем, как задать значения, используемые по умолчанию.
Выбор диска для исходного видеоматериала
Pinnacle Studio - довольно легкая в обращении программа, поэтому вы сразу можете приступить к работе. В то же время для каждого создаваемого проекта следует предварительно задать некоторые параметры. Например, указать местоположение для полученного из внешних источников видеоматериала и вспомогательных файлов, да и проверить жесткий диск на соответствие не менее жестким требованиям видеомонтажа тоже не помешает.
Большинство таких установок выполнены в духе «указал и забыл», то есть Studio будет использовать выбранные вами значения для каждого создаваемого впоследствии проекта, пока вы их не измените вручную.
Небольшое замечание: Studio выводит служебные параметры, такие как пути к файлам, в тех же диалоговых окнах, в которых содержатся настройки конкретных действий, например захват или создание переходов. В данной главе мы рассмотрим в основном именно служебные настройки (остальные же, в частности предварительный просмотр переходов, будут описаны позже).
Большинство ветеранов работы с компьютерным видео используют два жестких диска: один для операционной системы и приложений, другой для хранения исходного видеоматериала и файлов проекта. Эта традиция сохранилась еще с тех времен, когда компьютеры были маломощными, а жесткие диски едва справлялись с задачей видеозахвата. Для эффективной работы нужен был SCSI-винчестер стоимостью несколько тысяч долларов, требовавший частой дефрагментации и выделенный исключительно под видеозахват.
С тех пор многое изменилось. Компьютеры, произведенные в 2000 году и позже, прекрасно справляются с захватом и обработкой видео. Тем не менее, если вы серьезно увлекаетесь созданием видеофильмов, следует подумать о покупке отдельного жесткого диска, особенно если вам приходится иметь дело с большими проектами или созданием DVD. Сегодня 80-гигабайтный винчестер стоит менее 100 долларов, что вполне доступно для большинства пользователей.
Если же вы все-таки работаете с одним жестким диском, имеет смысл создать отдельную папку для получаемых с внешних источников видеоматериалов и вспомогательных файлов. Так их легче найти во время работы и удалить, когда проект завершен.
Выбор диска для захваченных файлов
1. Из меню Studio выберите команды Настройки => Источник (Setup => Capture Source) - рис. 2.1. Откроется диалоговое окно Настройка Pinnacle Studio (Pinnacle Studio Setup Options) на закладке Источник (Capture Source).
2. В поле Поток (Data Rate), которое находится в правом нижнем углу диалогового окна Настройка (Setup Options), щелкните по маленькой кнопке в виде папки (рис. 2.2). Появится диалоговое окно Выберите папку и файл для видео (Select folder and default name for captured video).
3. Чтобы изменить диск, щелкните но списку Сохранять в (Save in) в верхней части экрана (рис. 2.3). Откроется список всех доступных дисков.
4. Щелкните по имени нужного диска (рис. 2.4).
Рис. 2.1. Выполните команду Настройки => Источник (Setup => Capture Source), чтобы выбрать диск и указать тестовые настройки
Рис. 2.2. Щелкните по желтой кнопке с изображением папки для выбора диска и папки, в которых будут храниться захваченные видеоматериалы
Рис. 2.З. Откройте список Папка (Save in) для выбора диска
Рис. 2.4. Выберите диск, на котором будут храниться захваченные видеоматериалы
Даже если у вас дома высокоскоростная сеть, не пытайтесь использовать сетевой диск для хранения захваченного видео. Наибольшая производительность достигается с использованием локального диска.
Если в вашей системе имеется несколько дисков, логично будет присвоить диску для видео имя «Видеодиск» или какое-нибудь аналогичное название.
Активизация режима переноса DV-видео
1. Запустите Studio и выберите закладку Захват в левом верхнем углу экрана (рис. 3.1).
Вы находитесь в режиме Захват. Если вы перешли в него в первый раз, Studio быстро проверит, способен ли ваш жесткий диск принимать видеоматериалы (рис. 3.10).
Если Studio сообщит, что ваш диск слишком медленный для успешного захвата видео, проверьте настройки, которые мы задавали в главе 2.
После окончания проверки Studio попытается загрузить драйвер DV-захва-та и обнаружить DV-камеру.
Если все прошло без ошибок, жидкокристаллический экран в Панели видеокамеры (Camcorder Controller) покажет, где находится лента в камере, и проинформирует о том, что воспроизведение приостановлено (рис. 3.11). Все отлично, приступаем к шагу 2.
Рис. 3.10. Если вы перешли в режим Захват в первый раз, Studio быстро проверит, способен ли жесткий диск осуществлять прием видеоматериалов. Прочитать о настройке и тестировании жесткого диска вы можете в главе 2
Рис. 3.11. Лучшим индикатором того, что программа обнаружила вашу DV-карту и DV-камеру, является тайм-код в Окне Фильма
Рис. 3.12. Что-то не так. Программа «потеряла» либо драйвер, либо камеру
Если же Studio не может найти драйвер или камеру, появится сообщение об ошибке (рис. 3.12). Когда вы щелкнете по кнопке OK, то перейдете в режим Захват, но окно счетчика на Панели камеры будет пустым, то есть вы не сможете начать прием видеофайлов (рис. 3.13). Попробуйте сделать то, что рекомендуется в сообщении об ошибке:
— выключите и вновь включите DV-камеру;
— отсоедините и вновь подключите FireWire-кабель;
— перезагрузите Windows и попробуйте сделать все заново.
После каждого из этих шагов попробуйте войти в режим Захват. Если сообщение об ошибке не появляется, перейдите к шагу 2, в противном случае обратитесь к приложению В за информацией по разрешению проблем.
2. Щелкните по кнопке Воспроизв. (Play). Это средняя кнопка в верхнем ряду (рис. 3.11). В окне Плеер (Player) должно появиться изображение. Это говорит о том, что вы готовы начать прием видеоматериала (рис. 3.14). Включите режим «пауза» и перейдите в следующий раздел, который содержит инструкции по осуществлению захвата.
Если в окне Плеер нет изображения, обратитесь к приложению В.
Рис. 3.13. «Мертвая камера» означает, что вы в режиме Захват, но Studio «не видит» вашу DV-камеру
Рис. 3.14. Если в окне Плеер появляется изображение, значит, все настроено как надо и готово к захвату видеоматериала
Studio не выводит звук во время приема DV-видео. Поэтому пугаться оттого, что вы ничего не слышите, не стоит. Кроме того, в отличие от захвата с аналоговой камеры, передача DV-видео без аудио просто невозможна: и видео, и аудио хранятся в одном и том же файле.
Автоматическое разбиение на сцены
Тщательный просмотр исходного видеоматериала в поисках тех сцен, которые вы хотите включить в проект, может занять немало времени. К счастью, Studio в некоторой степени автоматизирует этот процесс благодаря возможности разбиения на сцены.
В Studio имеется три режима разбиения на сцены (см. рис. 3.6), которые выбираются в закладке Источник (Capture Source) диалогового окна Настройка (Setup Options) (чтобы его открыть, щелкните по кнопке Настройки (Settings) на панели Дискомер (Diskometer) или выберите команды Настройки => Источник (Setup => Capture Source)). На мой взгляд, самой полезной возможностью является Автоматическая (по времени съемки) (Automatic based on shooting time and date), при которой для обнаружения сцен анализируются тайм-коды, записанные на DV-пленке.
Рис. 3.6. Мы вновь встречаемся с вкладкой Источник. Из главы 2 мы узнали, как в ней можно выбрать и протестировать жесткий диск. В данной главе мы займемся параметрами разбиения на сцены и тем, как указать устройство, с которого идет передача видео
Лично я снимаю всевозможные семейные события на DV-камеру последовательно, одна съемка за другой. Обычно на запись 60-минутной пленки со всеми праздниками, школьными событиями и другими достойными камеры моментами уходит от двух до трех месяцев. Когда приходит время приниматься за создание видеофильма, Studio может просмотреть пленку, изучить тайм-коды и разбить полученное видео на множество сцен, которые появятся в Альбоме. Без этой возможности мне пришлось бы просматривать видеоматериал самому и выполнять эту работу вручную, а это долго и достаточно нудно. Хотя сцены являются частями одного и того же видеофайла, в процессе редактирования с ними можно обращаться как с отдельными файлами, поэтому допускается перетащить одну или несколько сцен на Линию времени (Timeline) для последующей обработки. В большинстве случаев все это дает огромную экономию времени.
Опция Автоматическая (по содержимому) анализирует видеофайл кадр за кадром и определяет новую сцену, когда между двумя соседними кадрами происходит значительное изменение картинки. Этот режим пригодится для DV-камер, когда у вас отснята всего одна сцена без каких-либо разрывов. Например тогда, когда вы скопируете фильм с аналоговой на цифровую камеру или же когда вы снимаете одной камерой протяженное по времени событие.
Кроме того, вы можете разбить сцену на одинаковые промежутки длиной от одной секунды (выберите опцию Создавать новую сцену каждые х секунд (Create new scene every x seconds)) либо вообще отказаться от автоматического распознавания сцен и создать их вручную, нажимая клавишу Пробел (выберите опцию Ручная разбивка на сцены (No auto scene detection)).
Добавление комментариев к сценам захваченного видео
1. Дважды щелкните в Альбоме по тексту, расположенному справа от значка сцены (рис. 3.26).
Рис. 3.26. Чтобы добавить свой комментарий, дважды последовательно щелкните по тексту мышкой...
2. Введите свои комментарии (рис. 3.27).
Рис. 3.27. ...а затем введите описание сцены
3. Чтобы сохранить комментарии:
- нажмите клавишу Enter;
- или щелкните мышью где-нибудь снаружи текстового поля с коммен тарием.
При внесении комментариев вы не изменяете имя файла и т.д. - вы просто меняете текст, который виден только в Studio.
Если вы планируете объединить сцены в закладке Редактирование панели Альбом, следует учитывать, что при этом Studio отбрасывает все ваши комментарии. Вот почему, прежде чем тратить время на ввод комментариев к сценам, прочтите сначала раздел «Объединение сцен» в главе 6.
FireWire приходит на помощь
Технология FireWire была разработана компанией Apple Computer и позже стандартизирована Институтом инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE) под названием IEEE 1394. Sony окрестила FireWire именем iLink, остальные компании используют названия FireWire, DV или IEEE 1394. Каким бы ни было имя, все подобные устройства должны без проблем работать друг с другом.
В некоторых новых DV-камерах, например Canon GL2, присутствуют USB-порты (Universal Serial Bus - универсальная последовательная шина), предназначенные для передачи фотографий из камеры на компьютер, но для передачи цифрового видео они не подходят. Чтобы передать DV-поток, найдите FireWire- порт, а на USB и традиционные аналоговые входы внимания не обращайте.
В то время как на многих компьютерах этот разъем шестиштырьковыи, в некого рых моделях (например, моем ноутбуке Dell Precision) он четырехштырьковый, как и в большинстве камер. Прежде чем покупать кабель, выясните, с какими именно разъемами вам придется иметь дело. Есть три варианта кабелей: четырехштырьковый - шестиштырьковый, четырехштырьковый - четырехштырьковый и шестиштырьковый - шестиштырьковый.
Захват цифрового видео
Интерфейс во время захвата DV-видео
Соединение для передачи DV-видео
Переход в режим переноса DV-видео
Захват DV-видео
Выбор формата принимаемого видео
Захват DV-видео в формат MPEG
Комментарии к сценам
Просмотр захваченного видео
Интерфейс во время захвата DV-видео
В далеком 1996 году мне впервые попала в руки цифровая видеокамера, и с тех пор я остаюсь большим поклонником цифрового видео. Помимо того что цифровое видео легко переносить на компьютер, оно, как правило, обладает более высоким качеством, чем видео на аналоговых камерах. Кроме того, цифровые видеокамеры записывают время и дату каждой съемки, поэтому Pinnacle Studio 9.0 может разделять видеоматериал на сцены. Таким образом, вы сможете быстро находить те фрагменты, которые захотите использовать в проекте.
Термин «видеозахват» получил распространение в те времена, когда передача видео из камеры на компьютер происходила при помощи «карты видеозахвата». Эта карта преобразовывала аналоговый сигнал в цифровой, а затем сжимала полученный результат, чтобы он поместился на диск. Сейчас все это таинство происходит внутри самой цифровой камеры, которая хранит видео на ленте в оцифрованном, а не аналоговом виде. Таким образом, захват видео с цифровой видеокамеры больше похож на простую передачу файла, иногда этот процесс так и называют - импорт файла. Как бы ни назывался сам процесс, передача цифрового видео с камеры на компьютер - дело очень простое. Вам не надо указывать разрешение видеоклипа или изменять громкость звука, достаточно нажать на кнопки Начать захват и Остановить захват.
Тот же самый кабель, по которому передается цифровое видео на компьютер, позволяет управлять самой камерой. Поэтому вы можете остановить, запустить, перемотать ленту в цифровой видеокамере непосредственно из Studio, что весьма удобно. Этой возможности лишены многие аналоговые камеры. В целом захват цифрового видео представляет собой быстрый, безболезненный и управляемый процесс.
Давайте познакомимся с инструментами, которые используются для управления и наблюдения за процессом переноса цифрового видео. Заметьте, что интерфейс Studio для переноса на компьютер цифрового видео отличается от интерфейса, используемого при захвате с аналоговой камеры (о захвате аналогового сигнала рассказывает глава 4).
Вы можете перейти в главное окно режима Захвата, щелкнув по закладке Захват (Capture) в левом верхнем углу окна Studio (рис. 3.1). В этом режиме имеется четыре основных компонента: Альбом (Album), в котором Studio отображает полученные видеоматериалы. Плеер (Player), в кого ром отображается видеоклип непосредственно во время его получения, Панель видеокамеры (Camcorder Controller) и Дискомер (Diskometer).
Рис. 3.1. В процессе переноса цифрового видео вы будете работать с четырьмя окнами: Альбом, Плеер, Панель видеокамеры и Дискомер
Альбом (Album). Здесь отображаются все сохраненные на диске видеофрагменты, хотя вы не можете просмотреть их, пока находитесь в режиме Захват. Заметьте, что в Альбоме виден только один, последний полученный файл. Если же вы включите функцию разбиения на сцены (см. врезку «Автоматическое разбиение на сцены»), каждая сцена из этого файла также станет видна в окне Альбом. Именно поэтому вы видите несколько кнопок на рис. 3.1. Если в правом верхнем углу Альбома появляется маленькая белая стрелка, значит, все сцены не поместились на одной странице окна, и, щелкнув по ней, вы перейдете на страницу с остальными сценами.
Studio сохраняет файлы либо во время их приема, либо, если это MPEG-файлы, сразу же после приема (прежде чем сохранить такие файлы, программа должна еще преобразовать их в формат MPEG). В любом случае для сохранения файлов не требуется вмешательство пользователя. Как только вы приступите к приему другого файла, все ранее перенесенные на диск файлы исчезнут из окна Альбом. Беспокоиться не стоит - с ними все в порядке, вы найдете их снова, перейдя в режим Редактирование (Edit).
Плеер (Player). Заметьте, что в этом окне нет никаких элементов управления. Роль Плеера во время переноса файлов сводится лишь к предварительному просмотру принимаемого видео и выводу информации о числе пропущенных кадров. Чтобы воспроизвести принятые файлы, вы должны переключиться в режим Редактирование.
Панель видеокамеры (Camcorder Controller). Управляющие элементы на этой панели повторяют кнопки на вашей цифровой камере (рис. 3.2). С их помощью вы можете перемотать пленку и найти нужные сцены.
Рис. 3.2. Панель видеокамеры позволяет управлять вашей цифровой видеокамерой
Дискомер (Diskometer). Выполняет сразу несколько функций. Во-первых, колесико и текстовые надписи сообщают о том, сколько еще видеоматериала в данном формате и в данном качестве может поместиться на жестком диске. Например, на рис. 3.3 показано, что на диске осталось порядка 11 Гб свободного пространства, то есть можно записать еще 45 минут (13 Гб на каждый час) цифрового видео.
В средней части панели Дискомера находятся кнопки для переключения между режимами DV, MPEG и «захват в предвари тельном качестве», которые обсуждаются подробно в разделе «Выбор формата принимаемого видео». Кроме того, на панели Дискомера наличествует кнопка начала процесса приема файла Начать захват (Start Capture), после нажатия она превращается в кнопку Остановить захват (Stop Capture), которая останавливает процесс приема (рис. 3.4).
Щелкните по кнопке Настройки (Settings), расположенной в правом нижнем углу панели Дискомера. Появится диалоговое окно Настройка (Setup Options) с открытой закладкой Параметры захвата (Capture format) - рис. 3.5. Здесь вы можете задать параметры захвата видео, в том случае если вы сохраняете полученное видео не в формате DV.
В левой части окна находится закладка Источник (Capture Source) - рис. 3.6. В ней указывается устройство, с которого поступает видео, а также выбираются варианты разбиения на сцены. Кстати, именно в этом окошке мы выбирали и тестировали жесткий диск для работы с видео (см. главу 2).
Рис. 3.3. Дискомер сообщает, сколько видеоматериала может еще поместиться на жесткий диск, позволяет выбрать один из трех вариантов переноса цифрового видео и содержит кнопочку Начать захват
Рис. 3.4. Кнопка Начать захват меняется на Остановить захват во время переноса видео на компьютер. Прервать этот процесс можно также нажатием клавиши Esc
Рис. 3.5. Закладка Параметры захвата. Поскольку DV является стандартным форматом, вы не должны указывать никаких параметров. Если же вы сохраняете видеофайлы в формате MPEG или с предварительным качеством, вам придется поработать мышкой
Комментарии к сценам
Сразу же после захвата видео с цифровой камеры вы можете добавить комментарии к сценам, имеющимся в Альбоме, в режиме Захват.
Когда соберетесь внести подобные комментарии, помните, что Studio обновляет Альбом во время каждого сеанса захвата/ получения видео. Поэтому, если вы начнете принимать другой файл, прежде чем переименуете текущий, все они исчезнут из Альбома. Не волнуйтесь, вы сможете найти их в том же Альбоме, переключившись в режим Редактирование, и внести нужные изменения (см. раздел «Комментарии к сценам» в главе 6).
Ограничения на размер файла в Windows
Источником постоянного раздражения для всех, кто работает с видео, являются ограничения на размер файла, накладываемые Windows. В зависимости от множества факторов, например версии Windows (Studio может работать в Windows 98 SE, Windows Me, Windows 2000 и Windows ХР), и того, как отформатирован ваш жесткий диск, максимальный размер файла в системе может быть 2 Гб (примерно 9 минут видео) или 4 Гб (около 19 минут видео). В целом на хранение секунды видео требуется 3,6 Мб, а минуты - 216 Мб. Таким образом, при переносе на компьютер 60-минутной DV-ленты требуется разбивать полученный видеоматериал на кусочки размером 2 или 4 Гб.
К счастью, в Windows ХР и Windows 2000 таких ограничений нет, если вы отформатировали диск при помощи файловой системы Windows NT. Вот почему большинство пользователей, работающих с видео, перешли на эти операционные системы.
Если вы работаете в Windows 98 или Me, вероятно, у вас довольно слабый компьютер со множеством устаревших драйверов и прочих компонентов операционной системы. В этом случае переход на Windows ХР и переформатирование жесткого диска обернутся для вас снятием ограничений на размер файла и более «чистой» стартовой площадкой для установки программ.
Какой бы версией Windows вы ни пользовались, Studio автоматически определит максимальную длительность видеофрагмента, который вы сможете сохранить на диск, и покажет эту величину в диалоговом окне Захват видео - рис. 3.16.
Переход в режим переноса DV-видео
В режиме Захват (Capture) программы Studio происходят все действия, связанные с получением видеоматериалов из внешних источников. Перейти в этот режим не так уж просто. Как только вы щелкнете по закладке Захват, Studio проверит работоспособность жесткого диска, а также то, что ваша видеокамера подсоединена к компьютеру, включена и находится в требуемом режиме.
Если все сконфигурировано и подключено так, как надо, вы этой проверки не заметите, а сразу перейдете к переносу видео. Если же вы столкнулись с проблемами, данный раздел поможет их разрешить.
Подсоединение камеры к компьютеру
1. Включите камеру в электрическую сеть. Многие, но не все камеры могут работать от батареек.
2. Убедитесь, что камера находится в режиме VCR, VTR или Play.
3. Подключите FireWire-кабель к DV-nop-ту камеры (рис. 3.7). Практически во всех камерах имеется 4-штырьковый разъем, изображенный на рис. 3.8 слева.
4. Подключите FireWire-кабель к компьютеру (рис. 3.9) при помощи шести-штырькового разъема, изображенного на рис. 3.8 справа.
Теперь вы готовы к тому, чтобы запустить Studio и работать в режиме Захват (Capture).
Рис. 3.7. DV-порт в моей камере Canon GL2. Обратите внимание на комбинированный разъем АЛ/, который совмещает в себе один видео- и два аудиоканала
Рис. 3.8.4-6-штырьковый DV-кабель. Существуют DV-кабели с двумя шестиштырьковыми или двумя четырехштырьковыми разъемами
Рис. 3.9. Типичный шестиштырьковый DV-разъем имеется на многих, но не всех компьютерах
Цены на обычные FireWire-кабели колеблются в пределах 12-50 долларов, в зависимости от компании-производителя и фирмы-продавца. Если вы хотите приобрести такой кабель, зайдите на сайт www.cables.com. Здесь имеется большой выбор FireWire-кабелей по разумным ценам.
Просмотр захваченного видео
Лично я сразу просматриваю видеоматериал после его переноса на компьютер. Для этого нужно перейти в режим Редактирование и использовать имеющийся там Плеер.
Порядок просмотра полученного видео
1. Щелкните по закладке Редактирование в левом верхнем углу рабочей области Studio. Программа перейдет в режим Редактирование.
2. В окне Альбом выполните двойной щелчок по значку сцены, которую хотите просмотреть (рис. 3.28). Видеофайл будет воспроизводиться в окне Плеер.
Рис. 3.28. Для воспроизведения полученного видео нужно перейти в режим Редактирование
3. При помощи элементов управления внизу окна Плеер вы можете остановить воспроизведение, перемотать фрагмент вперед и назад, вернуться к началу фрагмента или же просмотреть его кадр за кадром.
Если в процессе приема видео в видеофрагменте были обнаружены сцены, которые теперь отображаются в Альбоме, Плеер будет последовательно воспроизводить все сцены без разрывов.
Соединение для передачи DV-видео
Прежде чем устанавливать соединение для приема DV-видео, просмотрите разделы «Выбор диска для исходного видеоматериала», «Дефрагментация диска» и «Тестирование диска» в главе 2.
Я предполагаю, что в вашем компьютере имеется интегрированный или внешний FireWire-контроллер. Если его нет, установите FireWire-карту и убедитесь в ее работоспособности. Не тратьте на нее слишком много денег, потому что для целей видеозахвата подойдет практически любая карта. Стоят такие карты от 19 долларов и выше, и все они подключаются к PCI-слоту в вашем компьютере. Если карта обладает двумя портами FireWire, вы сможете соединить компьютер не только с видеокамерой, но и с каким-либо другим устройством, например внешним жестким диском для хранения видеоматериалов.
Тайм-код: что нужно знать о нем
В процессе съемки DV-камера помечает каждый кадр кодом времени, который
выглядит следующим образом:
01:02:03:04
Эти цифры обозначают часы:минуты:секунды:кадры.
Такой тайм-код дает возможность видеокамере и программам типа Studio находить любой кадр на DV-ленте.
Отметим, что на DV-ленте нет заранее созданных тайм-кодов. Они появляются гам только в процессе съемки. В идеале тайм-коды следуют друг за другом от начала до конца ленты, так что каждый кадр является уникальным. Однако, если код обрывается, камера начинает отсчет заново с 00:00:00:01, то есть на пленке появляются одинаковые тайм-коды и может возникнуть путаница.
Такое иногда случается при просмотре записанного видео и перемотке ленты немножко дальше того места, где оно заканчивается. Если вы захотите снимать с этой точки, камера обнулит тайм-код и начнет считать сначала.
Studio неплохо обращается с временными кодами, в отличие от других программ, в частности профессиональных, которые используют непрерывный тайм-код для пакетного захвата и т.д. По этой причине желательно, чтобы на каждой записанной пленке тайм-код был непрерывным. Добиться этого можно двумя способами:
- поместите ленту в DV-камеру при поднятой крышке объектива и запишите ее от начала до конца. Затем перемотайте ленту и начните съемку как обычно. В этом случае снятые кадры будут записываться поверх уже существующей записи, но структура тайм-кодов останется неизменной;
- убедитесь, что вы не начинаете новый сеанс съемки позади последнего сегмента времени. Это будет видно, если в поле тайм-кода находятся одни полоски.
Не следует смешивать тайм-код с метками даты и времени, которые используются в формате DV при создании сцен. Такие метки хранятся в совершенно другой части ленты. На многих камерах, в том числе производства Sony, вы можете увидеть эту информацию, нажав на соответствующую кнопку.
Выбор формата файлов при захвате
Щелкните по кнопке с нужным форматом в панели Дискомер (Diskometer) - рис. 3.15.
В результате зажжется огонек слева от выбранной кнопки.
Если вы нажмете кнопку Захват в полном DV-качестве (DV full-quality capture), никаких других параметров задавать не нужно.
Если вы выберете вариант Захват в полном MPEG-качестве (MPEG full-quality capture), перед захватом необходимо указать некоторые параметры (см. следующий раздел в этой главе).
Если вы остановитесь на варианте Захват в предварительном качестве (Preview-quality capture), обратитесь к руководству пользователя по программе Pinnacle Studio 9.0 - там вы найдете дополнительную информацию.
Выбор формата принимаемого видео
Итак, мы рассмотрели передачу на компьютер файлов в формате DV, который под ходит для большинства пользователей и проектов. Однако в Studio имеются два других варианта сохранения получаемо го видеоматериала: в формате MPHG или «с предварительным качеством».
Захват с предварительным качеством (Preview-quality capture). Эта настройка выбирается в панели Дискомер (Diskometer) или в закладке Параметры захвата (Capture format) диалогового окна Настройка (Setup Options). Захват с предварительным качеством предназначен для инструмента SmartCapture. В этом случае PV-видео записывается на диск в формате с низким качеством, но с сохранением всех тайм-кодов. Затем вы обрабатываете этот материал, а когда все будет готово, Studio, перед созданием финального варианта, вновь перенесет нужные видеофрагменты на диск, но уже с максимальным качеством.
В свое время SmartCapture был чудесным инструментом, поскольку жесткие диски стоили немалых денег, да и дискового пространства на них постоянно не хватало. Сегодня винчестер емкостью 80 Г6 стоит менее 100 долларов, и в SmartCapture нет серьезной необходимости. Сам инструмент работает неплохо, но его использование отнимает больше времени и все ус ложняет. По этим причинам я не буду в дальнейшем рассматривать SmartCapture. Если вам нужна помощь по работе с этим инструментом, обратитесь к руководству пользователя по Studio или к системе справки по программе.
Захват в полном MPEG-качестве (MPEG full-quality capture). Захват в формат MPEG -это немного другая история, впрочем, с похожим концом. Захват в MPEG позволяет сэкономить дисковое пространство и время работы, если вы создаете проект DVD, VideoCD (VCD) или Super VideoCD (SVCD) на основе MPEG-видео.
Однако алгоритм кодирования MPEG, который используется Studio при захвате, настроен на скорость, а не на качество, чтобы программа успевала записывать файлы на диск в реальном времени. Если же Studio преобразует файлы в MPEG-формат при последнем сохранении проекта, например при создании DVD, алгоритм, напротив, будет оптимизирован на получение максимального качества в ущерб скорости.
Заметим, что при использовании таких эффектов, как переходы, титры или цветокоррекция, в MPEG-файле Studio вставляет их, а затем заново кодирует затронутые эффектом части видеоклипа в формат MPEG. Таким образом, если вы тем или иным образом изменяете большую часть видеоматериала, значительной экономии во времени производства вы не получите. Кроме того, отредактированные участки кодируются в формат MPEG дважды, один раз во время захвата и второй раз во время окончательного сохранения всего проекта.
Итак, если вы работаете над проектом, который будет сохранен на DVD-диске, и готовитесь внести лишь незначительные изменения в исходный видеоматериал или если время производства критично, сохраняйте файлы в MPEG. В противном случае следует записывать принимаемые файлы в формате DV, обрабатывать их и лишь затем кодировать в формат
MPEG. При таком подходе качество обра ботки видеоматериала будет самым высоким, хотя время работы может несколько увеличиться.
Таким образом, DV-видео является оптимальным форматом для принимаемых файлов почти в любом проекте.
Захват DV-видео
Вы можете «поиграть» с несколькими настройками, но давайте пока оставим все предосторожности и попробуем произвести перенос видео на компьютер, используя стандартные настройки Studio. Чуть позже в этой главе мы обсудим самые важные настройки, которые вы сможете выбрать для этого процесса. Вначале выполните инструкции, данные в двух предыдущих разделах. Вы должны перейти в режим Захват, а в счетчике Панели камеры должны отобразиться тайм-коды. Если этого не произошло, внимательнее прочитайте два предыдущих раздела.
Порядок захвата DV-видео
1. Щелкните по закладке Захват (Capture) для перехода в одноименный режим.
2. При помощи Панели видеокамеры перемотайте пленку в камере в требуемую точку.
3. Щелкните по кнопке Начать захват (Start Capture) на панели Дискомер - рис. 3.15. Откроется диалоговое окно Захват видео (Capture Video) - рис. 3.16, а кнопка Начать захват превратится в кнопку Остановить захват (Stop Capture) - рис. 3.17.
4. Для проверки установите длительность получаемого фрагмента равной 1 минуте 00 секунд.
Если длительность фрагмента по умолчанию составляет менее одной минуты, значит, ваш жесткий диск почти до отказа заполнен информацией, либо вы выбрали не тот диск (см. раздел «Выбор диска для исходного видеоматериала» в главе 2).
Рис. 3.15. Щелкните по кнопке Начать захват на панели Дискомер
Рис. 3.16. Перед началом захвата вы можете задать имя файла, а также интервал захвата. Это полезно, когда вы планируете перенести на компьютер 60-минутную пленку, но не хотите все это время сидеть за монитором
Рис. 3.17. Щелкните по кнопке Остановить захват
на панели Дискомер или просто нажмите клавишу Esc
5. Щелкните по кнопке Начать захват в диалоговом окне Захват видео для
активизации захвата.
6. Если появится сообщение об ошибке (рис. 3.18), значит, вы уже сохраняли на диск видеофайл под тем же именем. Вы можете:
- щелкнуть по кнопке Да (Yes), чтобы перезаписать существующий файл и начать захват;
- щелкнуть по кнопке Нет (No), чтобы вернуться в диалоговое окно Захват видео и переименовать файл. Затем вновь щелкните по кнопке Начать захват.
7. Программа должна будет захватить видеофрагмент длиной в одну минуту. Прервать этот процесс можно следующими способами:
- щелкните по кнопке Остановить захват на панели Дискомер;
- нажмите клавишу Esc.
После окончания захвата в Альбоме (см. рис. 3.19) должен будет появиться файл с именем Видео1 (Videol) (или тем именем, которое вы выбрали сами). Если в полученном видеофрагменте присутствовало несколько сцен, то там появятся сразу несколько миниатюр (см. врезку «Автоматическое разбиение на сцены»).
Рис. 3.18. Studio не перезаписывает автоматически ранее полученные файлы, что довольно удобно
Рис. 3.19. Захваченный файл появится в Альбоме, причем каждая сцена, обнаруженная Studio во время его приема, маркируется отдельным значком
Вы можете воспроизвести сохраненные на диск видеофайлы, переключившись в режим Редактирование. О том, как это сделать, рассказывает раздел «Просмотр захваченного видео» далее в этой главе.
Обратите внимание на счетчик Пропущено (Frames Dropped) под панелью Плеер на рис. 3.14. Пропущенные кадры - это кадры, которые не были перенесены на компьютер, как правило, из-за низкой скорости работы жесткого диска. Во время захвата видео этот счетчик постоянно обновляется. Если число пропущенных кадров превышает один-два, прервите прием видео на компьютер и обратитесь к приложению В, в котором приводятся варианты решения этой проблемы.
Первые несколько сотен раз, когда я рабе тал в Studio, я запускал видеоленту, ще; кал по кнопке Начать захват и не знал, з что хвататься, когда программа запрашиве ла имя файла перед началом всей процс дуры. Ведь пока я вводил имя файла, лек та продолжала крутиться, проматывая то момент, который я хотел перенести на kow пьютер! Затем я понял, что достаточно прс сто перемотать ленту в нужное место, а вс остальное выполнит сама программа.
По умолчанию Studio автоматически нахо дит сцены в видеофрагменте на основ тайм-кодов. Если же вас это не устраивае1 измените этот параметр в закладке Источник (Capture Source), открыть которую мож но с использованием команды Настройки => Источник (Setup => Capture Source).
Захват DV-видео в формат MPEG
Если вы создаете проекты, и которых используется видео в формате MPEG, например DVD, VCD или SVCD, имеет смысл сразу же перевести принимаемый видеоматериал в этот формат. Studio облегчает этот процесс благодаря наборам заранее определенных настроек, которые для каж дого типа проекта помогут получить видео в нужном формате. Следует помнить, что при сохранении видео из внешних источников на диск в формате MPEG программа по умолчанию использует алгоритм кодирования, настроенный на максимальную скорость, в ущерб качеству (см. предыдущий раз дел). Таким образом, лучшего качества вы сможете добиться, сохранив видео на диск в формате DV, а затем записан уже готовый проект в формате MPEG.
Кроме того, все версии Studio до 8.x перекодируют MPEG-файлы проекта во время его окончательного просчета, даже если вы никак их не изменяли. В версии 8.x перекодируются только те фрагменты, которые были каким-то образом отредактированы. Таким образом, если вы работаете с видео в формате MPEG, вам стоит задуматься об обновлении программы до этой версии.
И наконец, следует помнить о том, что значительно измененные видеоматериалы должны быть заново преобразованы (просчитаны) перед записью на DVI) пли иной диск. В этом случае простой перенос DV-видео из камеры на компьютер без изменения формата даст лучшее качество при незначительном увеличении времени работы.
Если все эти предостережения вас не пугают и вы все еще хотите сохранять полученные файлы в формате MPEG, то вот как это делается.
Захват исходного DV-видео в формат MPEG
1. Откройте диалоговое окно Настройки (Setup Options) на закладке Параметры захвата (Capture format) одним из двух способов:
- выберите команды Настройки = > Параметры захвата (Setup => Capture Format) из меню Studio (рис. 3.20);
- находясь в режиме Захват (Capture), щелкните по кнопке Настройки (Settings) в окне Дискомер (Diskometer).
Рис. 3.20. Используйте пункт Параметры захвата для изменения формата
2. В первом списке в разделе Шаблоны (Presets) выберите пункт MPEG (см. рис. 3.21).
В результате будет изменен и параметр в Дискомере, поэтому вам не нужно ничего менять.
Рис. 3.21. Выберите шаблон формата для вашего проекта
3. Во втором списке в разделе Шаблоны (Presets) выберите один из следующих вариантов:
- Высокое качество (High quality), если вы создаете DVD-проект;
- Среднее качество (Medium quality), если вы создаете SVCD-проект;
- Низкое качество (Low quality), если вы создаете VCD-проект;
- Пользовательские (Custom), если вы хотите задать свои собственные настройки кодирования (только сначала прочтите советы, данные ниже).
4. Щелкните по кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Настройка.
5. Если вы не находитесь в режиме Захват, перейдите в него, щелкнув по одноименной закладке.
6. Используя Панель видеокамеры (Camcorder Controller), перемотайте лепту в вашей цифровой камере в нужную начальную точку.
7. Щелкните по кнопке Начать захват (Start Capture) в панели Дискомер. Оч-кроется диалоговое окно Захват видео, а кнопка Начать захват превратится в кнопку Остановить захват (Stop Capture).
8. Если нужно, измените длительность получаемого видеофрагмента и/или имя файла, в который он сохраняется.
9. Щелкните по кнопке Начать захват в диалоговом окне Захват видео, чтобы начать процесс приема видео.
10. Если появляется сообщение об ошибке (рис. 3.18):
- щелкните по кнопке Да (Yes), чтобы перезаписать файл и начать процесс захвата;
- или щелкните по кнопке Нет (No), чтобы вернуться в диалоговое окно Захват видео и переименовать файл. Затем вновь щелкните но кнопке Начать захват.
11. На ваш компьютер будет перенесен видеофрагмент указанной длительно сти. Если же вы хотите прервать про цесс переноса, вы можете:
- щелкнуть по кнопке Остановить захват в Дискомере;
- или нажать клавишу Esc.
Захват видео в формат MicroMV
Камеры производства Sony, в которых используется формат MicroMV, выглядят весьма привлекательно. Они предлагают качество, сравнимое с форматом DV, но при вдвое меньшем объеме данных. То есть для хранения MicroMV-видео требуется вдвое меньше пространства на ленте или на винчестере.
С технической точки зрения MicroMV сохраняет видеоданные в формате MPEG - том же самом, который используется в DVD-дисках. Соединение с компьютером происходит с помощью FireWire-порта. Согласно справочной системе Studio интерфейс программы при захвате видео с MicroMV-камеры похож на тот, который используется при переносе DV-видео, но с определенными ограничениями. Например, нельзя сохранять видеоматериал на диск в формате DV.
К сожалению, работая над этой книгой, я не смог найти MicroMV-каме- ру и проверить ее в действии. Судя по комментариям на Internet-форуме Pinnacle, работа с этим форматом связана с определенными трудностями, поэтому, если у вас есть MicroMV-ка-мера, стоит приобрести самую последнюю версию Studio, где все эти проблемы будут устранены.
Если только у вас не супербыстрый компьютер, Studio потребуется какое-то время, чтобы сжать DV-видео в формат MPEG. В этом случае вы увидите сообщение, показанное на рис. 3.22.
Рис. 3.22. Почти на всех компьютерах, кроме самых быстрых, Studio требуется несколько мгновений для завершения кодирования уже после того, как вы остановили ленту
После завершения кодирования файл с именем Видео 1 (Video 1) (или тем именем, которое вы сами указали) появится в Альбоме (Album). Если в полученном видеофрагменте отснято несколько сцен, вы увидите сразу несколько миниатюр, соответствующих каждой сцене.
Рис. 3.23. Studio дает возможность задать свои собственные настройки кодирования в MPEG, но большинству пользователей будет удобнее придерживаться стандартных настроек
Рис. 3.24. Изменение настроек в списке Захват в MPEG (MPEG capture) почти всегда приводит к потере кадров
Рис. 3.25. Причем программа сама вас об этом предупредит
Параметр Пользовательский (Custom) (на 3 шаге) следует выбирать только опытным пользователям, поскольку в этом случае вы сможете задать ряд установок кодирования, которые для остальных пользователей окажутся непонятными (рис. 3.23). Не рекомендуется изменять параметр Захват в MPEG (MPEG capture) в правом нижнем углу окна (рис. 3.24). Это может привести к потере кадров (рис. 3.25).
Если вы хотите использовать полученные видеоматериалы в DVD-, VCD- или SVCD проекте, не выставляйте свои настройки, а применяйте стандартные. В этих форматах параметры видео устанавливаются очень строго, и незначительное их изменение приведет к тому, что вы не сможете использовать ваши видеофайлы в проекте.
Если собираетесь использовать полученные видеоматериалы в проектах нескольких типов, например в DVD и VCD, сохраняйте их в «меньшем по качеству» формате. То есть в DVD-проекте вы сможете использовать видео, закодированное для VCD и SVCD, а вот включить материалы, закодированные для SVCD или DVD, в VCD-npo-ект не сможете.
Если вы сохраняете получаемое видео в формате MPEG для записи на CD-диск или распространения через Internet, помните, что практически каждый компьютер может воспроизводить файлы MPEG-1, поскольку этот формат поддерживается Windows и Macintosh уже многие годы. Декодирование MPEG-2 не столь стандартизировано, и такие программы-декодеры, как правило, платные. Следовательно, формат MPEG-1 лучше подходит для обмена видеоклипами.