Несмотря на простоту и ясность, интерфейс программы Studio 9.0 от компании Pinnacle Systems имеет несколько укромных уголков, незаметных с первого взгляда. На наше счастье, в Studio есть довольно обширный обзорный тур, который знакомит пользователя с окрестностями. В начале этой главы мы узнаем, как совершить эту экскурсию по округе, затем познакомимся с основными режимами работы программы: Захват (Capture), Редактирование (Edit) и Вывод фильма (Make Movie). В конце главы рассказывается о том, как отменить или повторить внесенные в текущий проект изменения, как пользоваться справочной системой и «горячими» клавишами, а также о том, как и когда давать имя файлу с вашим проектом и сохранять его.
Специальная обзорная экскурсия, включенная в программу Studio 9.0, - первый шаг к знакомству с ее интерфейсом.
Выберите команды Помощь => Учебник (Help => Guided Tour) - рис. 1.1.
Откроется окно Pinnacle Studio Guided
Tour, показанное на рис. 1.2. Управляющие элементы внизу окна помогут вам в путешествии.
Рис. 1.1. Экскурсия по Pinnacle Studio познакомит вас с различными компонентами программы
Рис. 1.2. Вы сами руководите экскурсией при помощи кнопок управления внизу окна
При первом запуске Studio программа будет находиться в режиме Редактирование (Edit). В нем вы и будете проводить большую часть рабочего времени (рис. 1.3). Для перехода в два других режима - Захват (Capture) и Вывод фильма (Make Movie) - нажмите на соответствующую закладку в левом верхнем углу окна программы.
В режиме Редактирование (Edit) рабочая область состоит из трех элементов: Альбом (Album), Плеер (Player) и Окно Фильма (Movie Window). Кроме того, в этом режиме доступны кнопки Отмена, Повтор и Помощь, расположенные справа вверху рабочей области.
Рис. 1.3. При первом запуске Studio программа окажется в режиме Редактирование, в котором вы и будете проводить большую часть рабочего времени
Альбом (Album) состоит из шести окон, переключаться между которыми можно при помощи кнопок на панели слева (см. рис. 1.4). Три окна помогают собирать файлы с видео, аудио и статическими изображениями для последующего включения в проект (подробнее об этом рассказывается в главе 6).
Остальные три окна - библиотеки эффектов, предоставленные компанией Pinnacle. Это переходы, титры и дисковые меню. Пользоваться всем этим богатством вас научат главы 8, 10 и 12.
Плеер
Плеер (Player) представляет собой область, в которой можно просмотреть материалы и различные эффекты, хранящиеся в альбомах, а также видеофрагмент, над которым вы в данный момент работаете в Окне Фильма (Movie Window), - рис. 1.5. Щелчком мыши по значку DVD в левом нижнем углу можно преобразовать Плеер в подобие DVD-пульта для просмотра DVD-дисков.
Заметим, что изменить положение или размеры окна Плеер вы не можете. Как и все остальные элементы интерфейса, оно жестко закреплено на своем месте. Поскольку Плеер необходим в большинстве операций по монтажу, работа с ним обсуждается почти во всех главах этой книги.
Рис. 1.4. Кнопки на левой стороне Альбома позволяют переключаться между разными представлениями окна
Рис. 1.5. Плеер содержит обычные элементы управления, такие как в видеомагнитофоне, плюс ползунок для прокрутки видеофрагмента. Кнопка DVD превращает Плеер в DVD-пульт (см. главу 12)
Рис. 1.6. С помощью этих кнопок можно переключаться между режимами Линия времени, Сценарий и Монтажный лист. Me забывайте и про вездесущие «Лезвие» и «Корзину», которые позволяют разделять видеофрагменты на части и выбрасывать ненужные куски
Рис. 1.7. Кнопка «Видеокамера» открывает и закрывает панель Видеоинструменты, а кнопка «Динамик» делает то же самое с панелью Аудиоинструменты
Окно Фильма
Окно Фильма может находиться в одном из трех режимов: Линия времени (Timeline) - рис. 1.6, Сценарий (Storyboard) или Монтажный лист (Text), причем последний режим в главном меню Studio называется именно Монтажный лист (Kdit List). Переключаться между режимами можно посредством кнопок в правом верхнем углу Окна Фильма- рис. 1.6. О том, как и когда следует использовать каждый из этих режимов, рассказывается в главе 7. Две кнопки - «Лезвие» для разрыва фрагментов и «Корзина» для их удаления - доступны во всех трех режимах.
Видеоинструментарий. В левом верхнем углу Окна Фильма находятся две кнопки с изображениями видеокамеры и динамика (рис. 1.7). При щелчке по кнопке с видеокамерой откроется панель Видеоинструменты (Video Toolbox) с шестью инструментами редактирования.
На рис. 1.8 показан инструмент Свойства клипа (Clip Properties), при помощи которого можно подрезать видеофрагмент до нужной длины. Подробнее об этом см. в главе 7.
Другие кнопки панели Видеоинструменты выполняют следующие функции:
Рис. 1.8. Различные инструменты редактирования на панели Видеоинструменты
Перечислю остальные возможности панели Аудиоинструменты (подробнее о них см. в главе 11):
Громкость. Служит для управления громкостью трех аудиотреков; Дикторский комментарий. При помощи этого инструмента вы можете записать закадровую или дикторскую речь; CD-аудио. Считывание аудиотреков с компакт-дисков для последующего включения в проекты; Автоматическое создание музыкальных композиций (SmartSound). Данный инструмент служит для создания собственного музыкального сопровождения произвольной длины.Двойной щелчок мыши по любой кнопке на панели Аудиоинструменты или Видеоинструменты вернет вас в главное Окно Фильма.
Рис. 1.9. Инструментарий для работы со звуком на панели Аудиоинструменты
Выбрав соответствующую закладку в левом верхнем углу окна программы Studio, вы переключаетесь в режим Захват (Capture Mode) - рис. 1.3. Данный режим служит для переноса видеоматериалов с видеокамеры или какого-то иного источника на компьютер. Studio предлагает два варианта интерфейса. Первый рассчитан на перенос цифрового видео и видео в формате DV/ MicroMV, второй - на оцифровку видео с аналоговых камер и магнитофонов.
Как упоминалось в предыдущем разделе, захват отдельных кадров производится в режиме Редактирование (Edit) при помощи инструмента Захват кадра (Frame Grab) из панели Видеоинструменты. О захвате отдельных статических изображений рассказывается в главе 5.
Рис. 1.10. Знакомьтесь - окно Захват для захвата цифрового видео. Оно состоит из четырех элементов Альбом (Album), Плеер (Player), Панель видеокамеры (Camcoder Controller) и Дискомер (Diskometer)
Захват цифрового видео
На рис. 1.10 представлены четыре элемента, присутствующие в режиме Захват (Capture): Альбом (Album), Плеер (Player), Панель видеокамеры (Camcoder Controller) и Дискомер (Diskometer).
Альбом. Хранит полученные видеофайлы, динамически обновляемые по мере того, как Studio обнаруживает дополнительные сцены в исходном видеоматериале. После переноса видеоматериала на компьютер вы сможете изменить комментарии, ассоциированные с каждой сценой (см. главы 3 и 4), и, таким образом, искать новые сцены уже в режиме Редактирование. В этом режиме разрешается воспроизвести видеоматериалы, в то время как режим Захват не позволяет этого делать.
Плеер. Это окно предварительного просмотра полученного видео. Содержит информацию о длительности видеофрагмента и числе кадров, пропущенных в процессе переноса, если таковые имеются. Как видите, никаких управляющих элементов здесь нет, поэтому для полноценного воспроизведения полученного видео необходимо переключиться в режим Редактирование.
Панель видеокамеры. Позволяет управлять DV- или MicroMV-видеокамерой. Главным преимуществом этих цифровых форматов является возможность управления видеокамерой через то же самое FireWire-соединение, по которому видео передается из камеры на компьютер (см. врезку «FireWire приходит на помощь» в главе 3). Таким образом, передача информации с этих источников осуществляется значительно легче, чем с аналоговых камер.
Дискомер. Содержит элементы управления для начала и остановки процесса переноса, позволяет выбрать целевой жесткий диск, а также показывает наличие свободного места (в мегабайтах и единицах времени - сколько минут видео в данном формате может еще поместиться на диск). На панели Дискомер имеются кнопки для настройки параметров захвата. Дополнительные параметры можно задать, щелкнув по кнопке Настройки (Settings).
На рис. 1.11 показан интерфейс Studio для захвата аналогового видео. Как вы видите, Альбом (Album) и Плеер (Player) остались на своих местах, но появились две дополнительные панели, предназначенные для управления яркостью и цветом захваченного видео, а также для изменения громкости входного аудиопотока. Эти функции не требуются при работе с цифровыми (DV или MicroMV) источниками, поскольку вы просто переносите уже оцифрованный видеоматериал с камеры на компьютер.
Захват с аналогового источника обычно предполагает внесение определенных изменений, в частности настройку звука, и Studio содержит мощный инструментарий для этого. Кроме того, при оцифровке аналогового видео вы должны выбрать формат файла, в котором оно будет храниться, и задать настройки качества для данного формата - именно поэтому в окошке Дискомер (Diskometer) появились дополнительные элементы управления.
Если все это не совсем понятно, не стоит паниковать. Захват аналогового видео-процесс, требующий большого внимания к деталям, но отнюдь не являющийся чем-то таинственным. Обо всех его особенностях подробно рассказывается в главе 4.
Рис. 1.11. Экран Захват (Capture) в аналоговом варианте. Дополнительные управляющие элементы позволяют настроить входящие видео- и аудиопотоки нужным образом
Переключиться в режим Вывод фильма (Make Movie) - рис. 1.12 - можно, выбрав соответствующую закладку в левом верхнем углу основного окна программы Studio (рис. 1.3). В результате вы получаете доступ к инструментам дая сохранения вашей работы.
Отметим, что Studio изменяет интерфейс режима Вывод фильма в зависимости от типа выходного материала. В приведенном здесь примере я собираюсь записать DVD-диск с фильмом о праздновании Нового года. Как видите, Studio показывает объем свободного пространства на DVD примерно так же, как Дискомер. Щелкнув по кнопке Настройки (Settings), вы можете открыть окно с параметрами, позволяющими выбрать конкретный тип носителя, на который будет производиться запись. Щелкните по закладке Создание видеодиска (Make disk), и нужно будет выбрать между Видео CD, S-VCD (Super VideoCD) и DVD (см. рис. 1.13).
Рис. 1.12. Экран Вывод фильма (Make Movie) будет последней остановкой в процессе создания видеофильма. Панель слева вверху позволяет выбрать вариант вывода результата
Рис. 1.13. Щелкните по кнопке Настройки и выберите вариант сохранения своей работы. В данном случае открыта закладка Создание видеодиска
Как показано на вертикальной панели вверху слева (рис. 1.12), можно сохранять видеоматериал на пленку в форматах AVI, MPEG либо как потоковое видео для трансляции по сети (см. главу 14).
Эксперимент - одна из основ процесса создания видеофильма. Это значит, что вы пробуете в действии различные возможности и отказываетесь от неудачных. Экспериментировать в Studio легко благодаря еще одной возможности этой программы - отменить или повторить внесенные изменения. Программа запоминает все изменения, которые вы внесли во время текущего сеанса работы. Вы даже можете отменить изменения после того, как сохраните файл (довольно редкая функция, на мой взгляд), ну и, конечно, в любой момент вернуть все изменения назад.
Отменить только что внесенное изменение можно следующими способами:
- щелкнуть по кнопке Отменить (Undo) в правом верхнем углу окна Studio (рис. 1.14);
- выбрать команды Редактирование = > Отменить (Edit => Undo) - рис. 1.15;
- нажать комбинацию клавиш Ctrl+Z.
Studio отменит последнее изменение, в данном примере переход в режим показа видеоклипа.
Заметьте, программа хранит последовательный список всех изменений, поэтому, чтобы отменить третье с конца изменение, вам придется отменить и два предыдущих тоже.
Рис. 1.14. Работа с видео требует экспериментирования, поэтому Studio позволяет пользоваться кнопкой Отменить
Рис. 1.15. ...а также командой меню или комбинацией клавиш Ctrl+Z
Возврат отмененного изменения
Вернуть отмененное действие можно следующими способами:
- щелкнуть по кнопке Повторить (Redo) в правом верхнем углу окна Studio (см. рис. 1.16); - выбрать команды Редактирование = > Повторить (Edit => Redo) - рис. 1.17; нажать комбинацию клавиш Ctrl+Y.Рис. 1.16. Снова передумали? Воспользуйтесь кнопкой Повторить
Рис. 1.17. ...или командой меню, или комбинацией клавиш Ctrl+Y
Studio вернет последнее изменение, в данном примере переход в режим показа видеоклипа.
И поскольку программа хранит последовательный список всех изменений, для отмены действия нескольких команд Undo вам придется выполнить столько же команд Redo.
Как и большинство подобных программ, Studio позволяет сохранять проект в любое время, чтобы впоследствии вы могли вернуться к нему и продолжить работу. Однако, в отличие от других программ, Studio не имеет функции сохранения ресурсов, захваченных и/или импортированных в рамках проекта.
Альбом лишь отображает те ресурсы, которые хранятся в выбранной в данный момент папке. Таким образом, если вся ваша работа сводилась только к захвату файлов, нет смысла сохранять файл проекта, и программа даже не будет вам напоминать об этом, когда вы попытаетесь выйти из нее. Если вы не изменяете папку, в которой хранятся захваченные файлы (см. раздел «Загрузка видеофайлов» в главе 6), все они будут отображаться в Альбоме при следующем сеансе работы в Studio.
Но как только вы перетащите какой-нибудь ресурс в Окно Фильма и начнете его редактирование, проект будет считаться официально начатым. Если вы после этого попытаетесь выйти из программы или начать новый проект, Studio убедится в том, что вы не потеряете свою работу. Вы можете помочь программе и сохранить файл самостоятельно. Оба варианта описаны ниже.
Я обычно создаю отдельную папку для каждого проекта и называю ее каким-нибудь «говорящим» именем, например «В зоопарке», чтобы точно знать, где и что находится. Затем я сохраняю в эту папку видеоматериалы, статические изображения и вспомогательные файлы, а также файл проекта. Таким образом, весь материал всегда находится под рукой, да и удалить все ненужное после работы будет намного легче.
Рис. 1.18. Ничто не раздражает так сильно, как случайная потеря всей выполненной работы. Чтобы этого не случилось, быстро сохраните файл проекта
Рис. 1.19. Стандартное диалоговое окно для выбора места хранения файла и указания его имени. Я обычно сохраняю файл в той же папке, где лежат захваченные файлы
1. Воспользуйтесь одной из следующих возможностей (рис. 1.18):
- выберите команды Файл = > Сохранить проект (File => Save Project);
- выберите команды Файл = > Сохранить проект как (File => Save Project As);
- нажмите клавиши Ctrl+S.
Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As) - рис. 1.19.
2. Найдите нужную папку и введите имя файла, после чего щелкните по кнопке Сохранить (Save).
Studio сохранит проект в файле с рас ширением .stu.
Сохранение существующего проекта
Выполните команды Файл => Сохранить проект (File => Save Project) или нажмите клавиши Ctrl+S.
Сохранение проекта под новым именем и/или в другом месте
1. Выберите команды Файл => Сохранить проект как (File Q Save Project As). Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As).
2. Найдите нужную папку, введите имя файла и щелкните по кнопке Сохранить (Save). Studio сохранит файл проекта.
Функция автосохранения программы Studio
1. Попробуйте выйти из Studio одним из следующих способов:
- выполните команды Файл => Выход (File => Exit) - рис. 1.20;
Рис. 1.20. Попробуйте выйти из программы, выбрав соответствующую команду меню
- щелкните по кнопке с крестиком в правом верхнем углу экрана (см. рис. 1.21).
Рис. 1.21. Или нажмите на кнопку закрытия окна
Появится диалоговое окно, изображенное на рис. 1.22.
Рис. 1.22. В любом случае Studio напомнит вам о необходимости сохранения файла проекта. Кроме того, программа может автоматически сохранять файл в определенные промежутки времени
2. Выполните одно из следующих действий:
- щелкните по кнопке Нет (No). Studio прекратит работу;
- щелкните по кнопке Отмена (Cancel). Вы вернетесь в Studio;
- щелкните по кнопке Да (Yes). Откроется диалоговое окно Сохранить как (Save As).
3. Найдите нужную папку, введите имя файла и щелкните по кнопке Сохранить (Save).
Studio сохранит файл проекта.
Studio может автоматически сохранять файл через определенные промежутки времени, что является неплохой защитой от случайных сбоев системы. По умолчанию этот интервал составляет 90 секунд. Подробнее о том, как включить и сконфигурировать эту функцию, см. в разделе «Установка длительности по умолчанию» главы 2.
Studio содержит полноценную справочную систему, основу которой составляет электронная версия руководства пользователя. Помимо этого, в Studio имеются «всплывающие подсказки», те самые надписи, которые объясняют значение кнопок, когда вы секунду-другую держите над ними указатель мыши. Если же они вам только мешают, вы можете их отключить.
Рис. 1.23. Эта команда открывает окно справочной системы Studio
Рис. 1.24. Справка, по сути, представляет собой электронную версию руководства пользователя
Еще одной возможностью Studio являются «горячие» клавиши. В этой книге приводятся наиболее полезные комбинации клавиш, а полный их список представлен в приложении А. Этот же список есть в справочной системе.
1. Нажмите клавишу F1.
2. Щелкните по кнопке с вопросительным знаком в правом верхнем углу экрана (см. рис. 1.14).
3. Выберите команды Помощь => Разделы
помощи (Help => Help Topics) - рис. 1.23.
Отключение всплывающих подсказок
Выберите команды Помощь = > Показывать подсказки (Help => Display Tool Tips) - рис. 1.25.
Когда вы выполните команду Показывать подсказки, флажок рядом с данным пунктом меню исчезнет (рис. 1.26). Чтобы снова включить всплывающие подсказки, вновь выполните эту команду.
Рис. 1.25. Если вас раздражают всплывающие подсказки, просто отключите их
Рис. 1.26. Когда рядом с соответствующим пунктом меню нет галочки, это значит, что всплывающие подсказки отключены
Просмотр списка «горячих» клавиш Studio
В открытом окне Справочной системы выберите пункт меню Клавиатурные команды (Keyboard Shortcuts).
Будет отображен список всех комбинаций клавиш, используемых в Studio (рис. 1.27).
Рис. 1.27. Если вам нравится использовать комбинации клавиш, вы сможете легко их выучить, обратившись к справочной системе Studio