Pinnacle Studio 9

         

Звуковые дорожки и работа с ними

На протяжении предыдущих десяти глав мы обсуждали преимущественно визуальную составляющую видеофильма, так что могло сложиться впечатление, будто звук не столь важен. Однако любой режиссер вам скажет, что это далеко не так. Возможно, лучшим индикатором является Internet: большинство пользовате; лей Сети согласны смотреть на крошечную видеокартинку с чудовищным качеством, но как только возникают малейшие проблемы со звуком, начинаются жалобы. Не случайно компании Apple, Microsoft и RealNetworks в первую очередь развивают технологии потокового аудио и уж затем - видео.
Как и в большинстве подобных программ, в Studio имеются три звуковые дорожки -аудиодорожка, дорожка дикторского текста и дорожка фоновой музыки. Кроме того, есть утилиты для считывания музыкальных треков с компакт-дисков и записи дикторского текста (см. раздел «Настройка параметров записи звука» далее в этой главе). Инструментарий для работы со звуком в Studio имеет две отличительные черты.
Первая из них - SmartSound. С помощью этой утилиты можно создать фоновую музыку любой длительности, причем именно этой утилитой компания Adobe снабжает свой профессиональный видеоредактор Premier, который стоит значительно больше, чем Studio.
Вторая особенность - инструмент Громкость (Volume), который представляет собой своеобразный микшер для одновременного управления громкостью на всех звуковых дорожках. В целом инструментарий по работе со звуком программы Studio дает возможность легко создавать высококачественные аудиоматериалы и включать их в видеофильмы.
В Studio имеется три звуковые дорожки, каждая служит для определенных целей (рис. 11.1).

Рис. 11.1. В Studio имеется три звуковых дорожки: одна - для оригинального аудио, которое находится в захваченном файле, вторая -для звуковых эффектов и дикторского текста, а третья - для фоновой музыки. В верхней части окна находится кнопка панели Аудиоинструменты

Аудиодорожка. На эту дорожку загружается звук из того файла, из которого вы загрузили видео в видеодорожку. В дальнейшем вы можете удалить это оригинальное аудиосопровождение, заблокировав перед этим видеодорожку, и вставить любой аудиофайл - из Альбома или любой другой дорожки со звуком.
Дорожка звуковых эффектов и комментариев. На эту дорожку записываются дикторские комментарии, создаваемые при помощи инструмента Комментарий (Voice-Over). Компания Pinnacle рекомендует помещать все звуковые эффекты именно на эту дорожку, но на практике вы можете поместить их в любую дорожку со звуком.
Дорожка фоновой музыки. Сюда Studio сохраняет файлы, считанные с музыкальных компакт-дисков (при помощи инструмента CD Аудио), и файлы, созданные в утилите SmartSound. На эту дорожку можно поместить любой аудиофайл.
Таким образом, аудиофайлы из Альбома могут оказаться на любой из трех дорожек. Однако, если вы планируете создать комментарии или фоновую музыку при помощи утилит из состава Studio, следует оставлять свободными дорожки звуковых эффектов и фоновой музыки соответственно. Как только эти файлы будут созданы, вы сможете их переместить куда угодно - программа достаточно гибко обращается с аудиофайлами.

Перенос аудио в Линию времени

Как мы уже знаем, аудиодорожка содержит звуковой материал из того же файла, из которого мы получили видеоматериал. Вы также можете загрузить только звук (без видео) из любого видеофайла. Для этого просто перетащите видеофайл из Альбома на дорожки звуковых эффектов или фоновой музыки (подробнее об этом см. в главе 7).
Более того, Studio позволяет импортировать файлы в формате WAV или МРЗ и по мещать их на звуковые дорожки (см. раздел «Закладка Звуковые эффекты» в главе 6).


Панель Аудиоинструменты

Панель Аудиоинструменты программы Studio открывается щелчком по соответствующей кнопке (рис. 11.1). Здесь содержатся всевозможные инструменты для работы со звуком - создания, изменения и микширования аудио на звуковых дорожках (рис. 11.2). Приведу список доступных инструментов:
    - Свойства аудиоклипа (Audio Clip Properties). Служит для подрезки аудиофайлов;


    - Громкость (Volume), или микшер. Служит для изменения громкости звука на звуковых дорожках;
    - Комментарий (Voice-Over). Позволяет записать дикторский текст, который в дальнейшем помещается на дорожку звуковых эффектов и комментариев;
    - CD Аудио (CD Audio). Считывает треки с музыкальных компакт-дисков и затем помещает их на дорожку фоновой музыки;
    - SmartSound. Предназначен для создания фоновой музыки, которая, как ни странно, хранится на дорожке фоновой музыки.

Рис. 11.2. Панель Аудиоинструменты

Приступайте к работе над аудиоматериала-ми после того, как видео будет должным образом обработано. В противном случае правка, которую вы будете вносить на видеодорожке, может привести к нарушению синхронизации видеоряда и звука из дорожек фоновой музыки и комментариев.


Настройка параметров записи звука

Перенести аудиоматериал с музыкального компакт-диска на компьютер можно двумя способами. Первый, и самый лучший, - непосредственно скопировать музыкальные треки, то есть файлы. Так же как и при переносе на компьютер DV-видео, никаких настроек при этом указы вать не надо, все происходит быстро, легко и с высоким качеством.
Если этот вариант невозможен (например, у вас старый компьютер или нет нужного кабеля), можно попробовать записать звук через звуковую карту, что подразумевает преобразование аналогового сигнала в цифровой. Для такого захвата нужно указать ряд параметров, которые обсуждаются ниже.

Перенос файлов с музыкального компакт-диска

1. Выберите команды Настройки => Озвучка (Setup => CD and Voice-over) из меню Studio. Появится диалоговое окно Настройка Pinnacle Studio (Pinnacle Studio Setup Options) с открытой зак ладкой Озвучка (CD and Voice-Over) рис. 11.3.

Рис. 11.3. В этом диалоговом окне мы указываем CD-привод, с которого производится считывание аудио, и задаем другие параметры записи

2. В списке, расположенном в левом нижнем углу окна, выберите накопитель, в который вставлен компакт-диск.
3. Выполните одно из предлагаемых действий:
    - если в поле Источник (Input Source) указан вариант Цифровая копия
(Digital (rip)) - рис. 11.3, значит, все уже готово. Перейдите к следующему разделу, чтобы узнать, как выбираются настройки для записи комментариев;
    - если в поле Источник не стоит Цифровая копия, то выберите здесь вашу звуковую карту (рис. 11.4);
    - откройте список Каналы (Channels) и поставьте 16 бит стерео;
    - откройте список Частота (Sample rate) и выберите 44,1 кГц.

Рис. 11.4. Как правило, проще всего непосредственно скопировать цифровое аудио с компакт-диска на компьютер. Если это невозможно, выберите источник звука и укажите параметры записи - 16 бит стерео, 44,1 кГц

Если в вашей компьютерной системе имеется несколько CD/DVD-приводов, попробуйте выбрать их по очереди и используйте для копирования компакт-дисков тот из них, для которого доступен вариант Цифровая копия.

Если источник Цифровая копия недоступен, то это обычно связано с тем, что маленький кабель, соединяющий звуковую карту (или аудиоразъем на материнской плате) и привод, отсутствует или подключен неправильно. Почитайте документацию по вашей звуковой карте и компьютеру - может быть, вы сумеете найти причину этой проблемы и решить ее.

К сожалению, звуковые карты сильно отличаются друг от друга, поэтому трудно перечислить, как именно следует работать с каждой конкретной картой.

Настройки записи комментариев (дикторского текста)

1. Убедитесь, что в выпадающем меню Микрофон (Microphone) в правой части того же диалогового окна указан микрофон, имеющийся в вашей системе (рис. 11.5).

Рис. 11.5. Studio не хуже полицейской ищейки находит микрофоны, но если на вашем компьютере программу подвел «нюх», укажите микрофон вручную

2. Откройте список Каналы (Channels) и выберите 16 бит моно (рис. 11.4).
3. Откройте список Частота (Sample Rate) и выберите 22,05 кГц.
4. Щелкните по кнопке ОК , чтобы за крыть диалоговое окно.

Pinnacle рекомендует использовать параметры 16 бит моно и 22,05 кГц для записи дикторского текста, поскольку речь менее сложна, чем музыка, и подобные настройки дают возможность сэкономить дисковое пространство, при этом почти не теряя в качестве. Однако, если такой звук для вас слишком плох или если вы записываете комментарий на фоне музыки, используйте более качественные настройки - 16 бит стерео, 44,1 кГц, те же, что и при копировании музыкальных треков. Это обойдется в 128 Кб дискового пространства на каждую секунду аудио, что составляет примерно 3,5% от места, занимаемого секундой DV-видео.

Если в процессе работы вы создаете временные аудиофайлы, следует знать, куда именно они сохраняются, чтобы использовать их снова или удалить за ненадобностью. Подробнее об этом читайте в главе 2.


Копирование компакт-дисков

Если вы работали с профессиональными музыкальными редакторами от компаний MusicMatch, Microsoft или RealNetworks, инструмент CD Аудио (CD Audio) программы Studio может показаться вам чересчур простым. Действительно, в нем сравнительно мало функций, но зато вы можете быть уверенными, что созданные файлы будут совместимы со Studio, что само по себе уже хорошо.

Копирование аудиотрека с музыкального компакт-диска

1. Поместите ползунок Линии времени
туда, куда нужно вставить копируемый аудиофайл (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Передвиньте ползунок Линии времени в то место, куда нужно вставить скопированный аудиофайл

2. Откройте инструмент CD Аудио (CD Audio) одним из следующих способов:
    - щелкнув по кнопке панели Аудиоинструменты (рис. 11.1), а затем по кнопке инструмента Добавить музыку с CD;
    - выполнив команду Инструментарий => Добавление музыки с CD (Toolbox => Add CD Music) - рис. 11.7.

Рис. 11.7. Инструмент CD Аудио

3. Поместите компакт-диск в CD-привод. Если диск новый, Studio попросит ввести его название (рис. 11.8), а если вы уже копировали треки с этого диска ранее, Studio автоматически распознает диск и выведет его название (рис. 11.9).

Рис. 11.8. Все компакт-диски, которые вы копируете в Studio, получают свое имя. Я думаю, для фильма о зоопарке сборник песен бардов вполне подойдет

Рис. 11.9. При помощи маркеров подрезки можно вырезать пустые фрагменты в начале и конце музыкального клипа

4. Выберите нужный музыкальный трек.
5. Укажите, с какого и до какого места следует скопировать трек.
Это можно сделать одним из следующих способов:
    - переместите маркеры подрезки в нужные положения;
    - введите нужные значения в счетчиках начала и конца аудиофрагмента;
    - переместите ползунок подрезки в те точки, которые хотите сделать начальной и конечной, и щелкните по кнопкам рядом со счетчиками;
    - воспользуйтесь стрелками на счетчиках, чтобы указать новые начальную и конечную точки аудиофрагмента.
6. Щелкните по кнопке Добавить в фильм (Add to Movie). Studio вставит музыкальный трек в указанное вами ранее место (рис. 11.10).

Рис. 11.10. Музыкальный трек включен в проект. Обратите внимание, что Studio не производит копирования трека до тех пор, пока вы не начнете просматривать проект, поэтому лучше сразу это сделать. В противном случае вам придется вновь вставлять компакт-диск во время финального просчета всего проекта

Очень часто в начале и конце музыкального трека встречаются несколько пустых фрагментов, поэтому имеет смысл исключить их сразу во время копирования. Иначе это придется сделать на следующем шаге все в той же панели Аудиоинструменты.
Studio не будет копировать трек, пока вы не просмотрите видеоматериал, расположенный в этом же месте Линии времени . Если вы уже вынули компакт-диск из накопителя, программа выдаст сообщение с просьбой вставить его обратно (рис. 11.11). Чтобы этого избежать, просто просмотрите видео сразу после вставки музыкального трека, и Studio моментально произведет его копирование на ваш компьютер.

Studio - не самый лучший инструмент для копирования треков с компакт-дисков. Воспользуйтесь любой из программ: Jukebox от MusicMatch, Media Player от Microsoft или RealOne от RealNetworks, особенно если вы ревностный поклонник цифрового аудио. Эти программы, в частности, могут искать в Internet названия компакт-дисков и музыкальных треков, а также считывать треки и сохранять их на жестком диске для последующего прослушивания и использования в каких-либо мультимедийных проектах.

Рис. 11.11. Я забыл скопировать трек сразу, и теперь Studio требует от меня диск с записями бардов

Если вы пользуетесь плеером от сторонней компании, учитывайте, что программа Studio довольно привередлива в вопросе импорта файлов и, например, может не загрузить МРЗ-файл с частотой дискретизации, отличающейся от 128 Кб/с, или WAV-файл, параметры записи которого отличаются от 16 бит плюс 44,1 кГц (стандарт для музыкальных компакт-дисков). Так что, если вы пользуетесь какой-то иной программой для копирования музыкальных треков, считайте произвольный трек и сразу попробуйте загрузить его в Studio. Помните также, что Studio не поддерживает файлы Windows Media и QuickTime, поэтому даже не пытайтесь их загружать.


Создание фоновой музыки в SmartSound

В начале этой главы я достаточно разрекламировал утилиту SmartSound, поэтому сейчас ограничусь лишь кратким перечислением ее основных функций, чтобы вы могли составить о ней свое собствен ное мнение.
Заметим, что файлы, получаемые в результате копирования компакт-дисков, и те, что создает утилита SmartSound, естественно, не могут занимать одно и то же место на дорожке фоновой музыки, их нужно располагать по порядку.
Думается, я уже показал свой высокий уровень музыкальной культуры, использовав в качестве примера диск бардов, так что теперь можно начать работу с «чистого листа», то есть пустой аудиодорожки. Бардов удаляем.

Порядок добавления фоновой музыки из SmartSound

1. Выделите видеосцены, с которыми будет синхронизироваться SmartSound, следующими способами:
    - удерживая нажатой клавишу Shift, выделите указателем мыши несколько последовательных сцен (рис. 11.12);
    - щелкните мышью где-нибудь в се рой области Линии времени и обведите выделяемые сцены появившейся рамкой;
    - выберите команды Редактирование => Выделить все (Edit => Select All) из меню Studio (Ctrl+A), чтобы выделить все сцены, содержащиеся в Линии времени .

Рис. 11.12. SmartSound создает фоновую музыку для всех выделенных дорожек, поэтому первым делом выделите их

2. Откройте утилиту SmartSound одним из двух способов:
    - щелкните по кнопке панели Аудиоинструменты (рис. 11.1). Затем щелкните по кнопке SmartSound в левой части панели (рис. 11.2);
    - выберите команды Инструментарий => Создание фоновой музыки
(Toolbox = > Generate Background Music).
Откроется утилита SmartSound (см. рис. 11.13). Если во время инсталляции Studio вы не установили SmartSound, вам будет предложено вставить инсталляционный компакт-диск, чтобы сделать это сейчас.

Рис. 11.13. Так выглядит инструмент SmartSound. В Studio уже имеются примеры музыкальных треков, кроме того, вы можете приобрести новые наборы на сайте www.smartsound.com

3. Выберите музыкальный стиль из списка Стиль (Style).
4. Выберите композицию из списка Мелодия (Song).
5. Выберите версию исполнения песни из списка Версия (Version).
6. Щелкнув по кнопке Прослушать (Preview), вы можете прослушать выделенный музыкальный трек.
7. Щелкните по кнопке Добавить в фильм (Add to Movie). Studio поместит музыкальную композицию в дорожку фоновой музыки напротив выделенных видеофрагментов (рис. 11.14).

Рис. 11.14. Studio поместит трек напротив выделенных видеофрагментов

Как и в случае с инструментом CD Аудио (CD Audio), Studio не создаст музыкальный трек до тех пор, пока вы не просмотрите соответствующее видео.

Каждый раз, когда вы изменяете длительность видеофрагментов в Линии времени , Studio аналогичным образом изменяет длительность трека SmartSound, что вызывает значительные задержки при работе с большими проектами. Это еще одна причина, по которой я рекомендую сначала обработать видео, а затем приниматься за создание аудио для фильма.

Щелкните по кнопке SmartSound (рис. 11.13), чтобы просмотреть информацию об этой программе. В частности, там приводится адрес компании-разработчика SmartSound Software (ранее она называлась Sonic Desktop) в Internet - www.smartsound.com. На этом сайте можно найти прекрасные подборки музыкальных треков.


Запись дикторских комментариев

Удачные дикторские комментарии к фильму или слайд-шоу - прекрасное дополнение к видеоряду. Studio дает возможность с легкостью создавать и использовать такие комментарии, причем вы можете получить звук высокого качества, даже работая с дешевым микрофоном. Просто нужно знать, как к этому делу подойти (подробнее см. во врезке «Самый лучший диктор»).

Соединение для записи комментариев

1. Подключите микрофон к соответствующему порту на вашей звуковой камере или компьютере. Учтите, что для линейного входа (Line In) используются внутренние настройки, отличные от настроек микрофонного входа, так что его использовать не стоит.
2. Подключите наушники (конечно, если они у вас есть) к соответствующему порту вашей звуковой карты или компьютера.

На многих компьютерах, в том числе моем Sony VAI0, микрофонный порт помечен красным цветом. Иногда таким же образом помечают штекер самого микрофона.

Самый лучший диктор

Хороший дикторский комментарий должен соответствовать техническим и художественным требованиям.
С точки зрения техники для записи комментариев подойдет даже дешевый микрофон, хотя я посоветовал бы пользоваться специальным набором из микрофона и наушников. Такие комплекты свободно продаются в магазинах и предназначены для проведения видеоконференций в Internet. Если же у вас имеется отдельный микрофон, то во время записи звука стоит освободить для наушников порт звуковой карты, тот, который обычно занят колонками. В противном случае микрофон будет «фонить», то есть издавать резкий скрежещущий звук, который вызывается наводками от колонок.
С художественной точки зрения имеет смысл заранее написать текст комментария, а также продублировать запись несколько раз, чтобы выбрать лучший вариант. Стремитесь к тому, чтобы комментарии были лаконичными и по существу дела, слишком запутанные комментарии трудно воспринимать, да и начитывать тоже.
Если же вы собираетесь сделать запись без подготовленного текста, «на лету», то, скорее всего, у вас слишком высокое самомнение. При попытке идеально точно сымитировать голос профессиональных дикторов и комментаторов работа над проектом может затянуться надолго. В общем, следует объективно оценивать свои возможности.
Кроме всего прочего, помните о специальных инструментах, с помощью которых можно растянуть или сжать звуковой ряд до размеров комментируемого видео без особых искажений. Не переписывайте заново четырехминутный трек только потому, что он оказался на десяток секунд длиннее, чем нужно, лучше воспользуйтесь этим инструментарием. Для начала освойте программу CD Architect от компании
Sonic Foundry (www.sonicfoundry.com).

Запись комментария

1. Поместите ползунок Линии времени
в то место, где должен будет находиться комментарий (рис. 11.15). Для его записи в Линии времени должен находиться хотя бы один видеофрагмент или статическое изображение, а дорожка дикторских комментариев должна быть пустой в месте вставки комментария.

Рис. 11.15.Также как и при работе с инструментом CD Аудио, при записи комментария надо сначала переместить ползунок Линии времени в нужное положение

2. Чтобы открыть инструмент Комментарий (Voice-Over), вы можете:
- щелкнуть по кнопке панели Аудио-инструменты (рис. 11.1), а затем по кнопке Запись дикторского комментария (рис. 11.16);
— выполнить команду Инструментарий => Запись комментария (Toolbox => Record Voice-over) из меню Studio.

Рис. 11.16. Инструмент Комментарий

Откроется инструмент Комментарий (Voice-Over). Индикатор громкости в его правой части не должен что-либо показывать. Это значит, микрофон не получает никакого сигнала - то, что нам нужно. Если вы находитесь в шумной комнате или качество микрофона невысокое, индикатор будет реагировать на присутствие сигнала, что выразится в шумах при записи.
3. Произнесите в микрофон пару фраз и установите регулятор громкости звука (рис. 11.17), так чтобы индикатор громкости был на уровне синего или желтого, но не становился красным. Если индикатор попадает в красную область, это может выразиться в щелч ках при записи или ваш голос будет звучать искаженно.

Рис. 11.17. Укажите громкость записываемого звука

4. После указания нужного уровня громкости щелкните по кнопке Запись (Record) - рис. 11.16, чтобы начать запись. Сначала в окошке Запись (Recording) появится надпись «Ждите» (Standby), затем начнется отсчет от трех до одного. Потом кнопка Запись загорится и во время записи будет мерцать (рис. 11.18). Следите за тем, чтобы громкость звука оставалась в нужных границах. Если кнопка Запись не зажигается, значит, ползунок Линии времени находится в том месте дорожки комментариев, на котором уже записан какой-то аудио-фрагмент. В этом случае переместите или удалите этот фрагмент либо просто перетащите ползунок в свободное место.
5. Для завершения записи щелкните по кнопке Стоп (Stop) - рис. 11.18. После окончания записи Studio создаст и сохранит аудиофайл, что займет пару секунд (в это время загорится надпись «Ждите»), а затем поместит его в дорожку комментариев (рис. 11.19).

Рис. 11.18. Во время записи следите затем, чтобы индикатор громкости звука не становился красным

Рис. 11.19. Записанный комментарий

6. Для прослушивания записанного комментария нажмите кнопку воспроизведения в Плеере. Поскольку мы еще не задали нужную громкость звука для каждой звуковой дорожки, комментарий может звучать слишком тихо (см. раздел «Инструмент Громкость» далее в этой главе). После записи комментарий становится обычным файлом, который можно подрезать, разделить, переместить или удалить. Например, если вам не понравилась запись, выделите ее и нажмите клавишу Delete.


Редактирование аудиоклипов

В главе 7 мы уже рассмотрели процесс редактирования аудиофайлов, находящихся в Линии времени. Обработка аудио, полу ченного при помощи трех инструментов, которые мы обсудили в этой главе, производится таким же образом.
Более того, вы можете обрабатывать аудиофайлы при помощи инструмента Свойства аудиоклипа (Audio Clip Properties). Поскольку его интерфейс несколько отличается при работе с аудио, полученного с использованием инструментов CD Аудио и SmartSound, я расскажу о каждом случае отдельно.

Редактирование клипа, скопированного с компакт-диска

1. Выполните двойной щелчок по аудиотреку, который хотите отредактировать (рис. 11.20).
Откроется инструмент Свойства клипа (Clip Properties), вариант для файлов CD Аудио (рис. 11.21).

Рис. 11.20. Для редактирования трека выполните по нему двойной щелчок мышью

Рис. 11.21. Инструмент Свойства клипа, вариант для CD Аудио

Studio хранит всю информацию о музыкальном треке, поэтому сам ком пакт-диск нам не потребуется. Одна ко, если вы внесете какие-то измене ния или захотите прослушать аудио-фрагмент, диск нужно будет вставить в привод CD-ROM.
2. Выполните правку (рис. 11.22).

Рис. 11.22. Внесите нужную правку

3. Чтобы сохранить внесенные изменения, щелкните по кнопке закрытия окна инструмента или выберите другой инструмент.
4. Щелкните по кнопке Прослушать (Preview) в Плеере, чтобы сразу же скопировать трек с музыкального компакт-диска. Studio скопирует его (рис. 11.23) и воспроизведет. Если компакт-диска нет в приводе, Studio попросит вас его вставить (рис. 11.24).

Рис. 11.23. Затем прослушайте трек, чтобы он был сразу скопирован на компьютер

Рис. 11.24. Если компакт-диска нет на месте, Studio попросит вставить его в привод CD-ROM

Редактирование клипа SmartSound

1. Двойным щелчком по аудиофрагменту (рис. 11.25) откройте утилиту Smart-Sound (рис. 11.26).

Рис. 11.25. Редактирование клипа SmartSound осуществляется аналогичным образом. Выполните двойной щелчок по аудиофрагменту

Рис. 11.26. Откроется инструмент SmartSound

2. Внесите нужную правку и щелкните по кнопке Сохранить изменения (Accept Changes) - рис. 11.27. Studio сохранит внесенные изменения.

Рис. 11.27. Внесите необходимую правку и щелкните по кнопке Сохранить изменения


Инструмент Громкость

Итак, мы научились записывать самые разные аудиоматериалы. Пора объединить их в одно целое, чтобы получить гармоничное звуковое сопровождение для вашего фильма. В Studio есть два инструмента для управления громкостью разных звуковых дорожек - Громкость (Volume), который мы обсуждаем в этом разделе, и маркеры Линии времени, о которых мы расскажем в следующем разделе.
Для каждой из дорожек со звуком — аудиодорожки, дорожки дикторских комментариев и дорожки фоновой музыки - в инструменте Громкость имеется отдельный набор управляющих элементов. Вот для чего они предназначены:
    - Кнопка отключения звука. Отключает звук всей дорожки;
    - Общая настройка громкости. Изменяет громкость на всей дорожке;
    - Изменение громкости. Изменяет громкость в месте правки. Лучше всего использовать этот инструмент в реальном времени, то есть изменять громкость во время прослушивания аудио;
    - Индикатор громкости. Отражает уровень громкости звука в данной точке;
    - Затухание и нарастание. Применение соответствующих эффектов в точке редактирования.

Активизация инструмента Громкость

Щелкните по кнопке панели Аудиоинст-рументы (рис. 11.1), а затем по кнопке «Динамик» в левой части открывшейся панели (рис. 11.28).

Или

Выполните команду Инструментарий => Изменение громкости (Toolbox => Change Volume) из меню Studio. Откроется инструмент Громкость (Volume) - рис. 11.28.

Рис. 11.28. Это микшер программы Studio. Для каждой звуковой дорожки здесь есть свой набор элементов управления громкостью

Отключение звуковой дорожки

Щелкните по кнопке Приглушить (Mute) соответствующей дорожки.
Кнопка будет перечеркнута красной чертой, а громкость звука на дорожке будет равна нулю. Внизу дорожки появится красная линия (рис. 11.29).

Рис. 11.29. Дорожка с выключенным звуком. Видите красную линию внизу аудиодорожки?

Изменение общей громкости

Поверните ручку общей настройки громкости звука в нужное положение (рис. 11.30).
Громкость звука на дорожке изменится, причем голубая линия в ней будет соответствовать указанному уровню звука (рис. 11.31).

Рис. 11.30. Эта ручка изменяет громкость звука на всей дорожке (по часовой стрелке до максимального уровня, соответствующего 4 часам,и против часовой стрелки - до минимального уровня, соответствующего 8 часам)

Рис. 11.31. Аудиодорожка до и после изменения громкости звука. Сравните линию громкости на этом рисунке с линией на рис. 11.33, где для разных частей аудиофрагмента я задал разную громкость

Изменение громкости аудиофрагмента

1. Разместите ползунок Линии времени в нужном месте.
2. Передвиньте ползунок громкости вверх или вниз (рис. 11.32). Studio создаст маркер громкости и изменит громкость клипа на дорожке (рис. 11.33). После этого маркер можно перемещать при помощи мыши. Как вы узнаете в следующем разделе, маркеры громкости можно создавать непосредственно в Линии времени.

Рис. 11.32 С помощью этого ползунка можно изменить громкость звука в конкретном месте аудиофрагмента, а не во всей дорожке

Рис. 11.33. Обратите внимание, как изменилась громкость звука на Линии редактирования.
Маленькие точки - это маркеры, которые можно перемещать посредством мыши

Эффект нарастания громкости

1. Разместите ползунок Линии времени
в том месте, откуда будет нарастать звук. То есть в той точке, где громкость будет нулевая (рис. 11.34).
Обычно это начальная точка сцены.

Рис. 11.34. Чтобы применить эффект нарастания громкости, поместите ползунок Линии времени в место начала эффекта, то есть туда, где громкость звука будет нулевой. Обычно это начальная точка аудиофайла

2. Щелкните по кнопке Нарастание для данной звуковой дорожки (рис. 11.35).
Громкость аудио будет нарастать, при этом длительность эффекта будет той, которая установлена по умолчанию (рис. 11.36). О том, как изменить эту настройку, см. в главе 2.

Рис. 11.35 Щелкните по этой кнопке, чтобы использовать эффект нарастания

Рис. 11.36. Эффект применен. Обратите внимание на маленькую синюю точку, которая является маркером громкости. Теперь вы можете использовать этот маркер для изменения громкости, перетаскивая его указателем мыши

Рис. 11.37. Если вы вставите эффект нарастания в этом месте, на дорожке фоновой музыки получится очень неожиданный результат

Рис. 11.38. Вот удачное место, прямо в начале аудиофрагмента

На рис. 11.37 показано, что произойдет, если вы поместите эффект нарастания не в начале клипа. Для файлов в аудиодорожке и дорожке комментариев такое использование эффекта вполне нормально, но вот на дорожке фоновой музыки это может привести к нежелательному результату. Громкость фоновой музыки должна нарастать с самого начала (рис. 11.38).

Если на дорожке находится несколько аудиофайлов, например несколько музыкальных треков или комментариев, и вы хотите использовать эффект нарастания в каждом из них, - нужно будет вставлять его в каждый файл по отдельности.

Когда вы вставляете переходы между видеофрагментами, Studio автоматически пересекает соответствующие аудиофрагмен-ты (то есть одновременно уменьшает громкость первого и увеличивает громкость второго), только если вы не используете переход «фейдер» (в этом случае программа постепенно заглушит первый аудиофрагмент и затем постепенно увеличит громкость второго).

Эффект затухания звука

1. Поместите ползунок Линии времени
в том месте, где эффект затухания должен будет завершиться, то есть там, где громкость будет снижена до нуля (см. рис. 11.39). Обычно это самый конец сцены.

Рис. 11.39. Для использования эффекта затухания звука установите ползунок Линии времени в том месте, где звук будет нулевым. Обычно это конечная точка клипа

2. Щелкните по кнопке Затухание для данной звуковой дорожки (рис. 11.40).
Громкость аудио будет затухать (см. рис. 11.41), при этом длительность эффекта будет той, которая установлена по умолчанию. О том, как изменить эту настройку, см. в главе 2.

Рис. 11.40. Кнопка Затухание

Рис. 11.41. Затухание звука

Рис. 11.42. И снова нижняя дорожка выглядит странно, потому что мы поместили звуковой эффект в неположенном месте

Рис. 11.43. Размесите курсор в самом конце аудиоклипа и щелкните по кнопке Затухание

На рис. 11.42 показано, что произойдет, если вы поместите эффект затухания не в конце клипа. Для файлов в аудиодорожке и дорожке дикторских комментариев такое использование эффекта вполне допустимо, но вот на дорожке фоновой музыки это может привести к нежелательному результату. Громкость фоновой музыки должна затухать в самом конце (рис. 11.43).

Если на дорожке находится несколько аудиофайлов, например несколько музыкальных треков или комментариев, и вы хотите использовать эффект затухания в каждом из них, нужно будет вставлять его в каждый файл по отдельности.

Изменение громкости звуковых дорожек в реальном времени

Это самая главная настройка в меню, то, для чего инструмент Громкость был создан и в чем преуспел больше всего. Поскольку все происходит в режиме реального времени, довольно трудно показать процесс микширования звука на статических иллюстрациях, но я попробую.
1. Поместите ползунок Линии времени
в той точке, с которой хотите начать изменение громкости звука (рис. 11.44).

Рис. 11.44. Почувствуем себя ди-джеями? Для начала переместите ползунок Линии времени в нужное место

2. Щелкните по кнопке Воспроизведение в окне Плеера.
3. Слушайте звук на каждой дорожке и изменяйте нужным образом его громкость (рис. 11.45).

Рис. 11.45. С помощью ползунков в панели Громкость укажите уровень громкости на каждой дорожке

Рис. 11.46. Вот так. Обратите внимание, что я почти полностью приглушил фоновую музыку, чтобы нормально слышать дикторский комментарий

Studio будет создавать маркеры громкости и изменять ее уровень на дорожках в режиме реального времени (см. рис. 11.46). Добиваться совершенства на данном шаге не надо - в дальнейшем вы сможете указать громкость еще более точно.


Изменение громкости звука в Линии времени

Как уже было сказано, вы можете работать с маркерами громкости, созданными инструментом Громкость, а можете создавать их самостоятельно.

Порядок изменения громкости звука

1. Выделите аудиотрек. Studio окрасит его в голубой цвет. Обратите внимание, что при редактировании аудио указатель мыши может принимать две формы. Находясь над аудиофрагментом (но не над синей линией, которая обозначает уровень громкости), он принимает вид руки (рис. 11.47). Это значит, что вы можете «ухватить» аудиофрагмент и перетащить его в любое место звуковой дорожки или даже на другую дорожку. Если же вы поместите указатель над синей линией громкости, указатель мыши превратится в динамик. В этом случае вы можете создавать маркеры громкости и перемещать их (рис. 11.48).

Рис. 11.47. Когда указтель мыши выглядит вот так, вы можете ухватить файл и перетащить его в другое место, даже на другую дорожку.

Рис. 11.48. Когда указатель имеет вид динамика, вы можете создавать и перемещать маркеры громкости

2. Разместите указатель мыши над синей линией громкости и далее:
- для создания маркера и изменения уровня громкости переместите линию уровня громкости в нужное положение (рис. 11.49);

Рис. 11.49. Создать маркер громкости можно, щелкнув по линии громкости и затем перетащив ее вниз

- перетащите уже созданный маркер в новое положение для изменения уровня громкости звука (рис. 11.50). Перемещать маркер можно во всех четырех направлениях: вправо, влево, вверх и вниз.

Рис. 11.50. Перетаскиваем маркер, таким образом увеличивая громкость

Удаление маркера громкости

Быстро переместите маркер вниз с помощью мыши (рис. 11.51). Он будет удален.

Рис. 11.51. Чтобы удалить маркер громкости, просто перетащите его мышью вниз

Отмена всех изменений громкости звука

1. Выделите один или несколько аудио-фрагментов в Линии времени, которые хотите вернуть в первоначальное состояние (рис. 11.52).

Рис. 11.52. Вам не нравятся все эти изменения, вы хотите начать сначала? Первым делом выделите клипы

2. Щелкните по ним правой клавишей мыши и в появившемся контекстном меню выберите пункт Отменить изменения громкости (Remove Volume Changes) - рис. 11.53. Studio отменит все изменения громкости звука у этих аудиофрагментов (рис. 11.54).

Рис. 11.53. Затем из контекстного меню выберите пункт Отменить изменения громкости

Рис. 11.54. Вы вернулись к истокам - линия громкости в первозданном виде

Режим удаления изменений громкости распространяется только на одну дорожку. Вы можете выделить клипы сразу на нескольких дорожках, но по команде из контекстного меню изменения будут удалены только у клипов с верхней дорожки.