Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программных систем




5.4.1. Реализация классов



5.4.1. Реализация классов

Определение класса Window на языке Eiffel мало отличается от соответствующего определения на языке C++ (сравните с п. 5.3.1): class WINDOW export add_box, add_circle, clear_selections, cut_selections, group_selections, move_selections, redraw_all, select_item, ungroup_selections feature xmin, ymin, xmax, ymax: REAL; Create (x0, y0, width, height: REAL) is body end; add_box (x, y, width, height: REAL) is body end; add_circle (x, y, radius: REAL) is body end; add_to_selections (ashape: SHAPE) is body end; clear_selections is body end; cut_selections is body end; group_selections: Group is body end; move_selections (deltax, deltay: REAL) is body end; redraw_all is body end; select_item (x, y: REAL) is body end; ungroup_selections is body end; end -- class WINDOW

Все свойства (feature) класса (соответствуют членам класса в языке C++) считаются приватными, если только они не объявлены явно как общедоступные: все общедоступные свойства перечисляются в разделе export. Свойство Create (аналог конструктора класса в языке C++) всегда является общедоступным. Остальные особенности синтаксиса понятны и без пояснений.

Язык Smalltalk является языком интерпретируемого типа: программа в системе Smalltalk не компилируется, а переводится в интерпретируемое специальным интерпретатором внутреннее представление. Это позволило сделать систему Smalltalk интерактивной: программист имеет доступ к программе (может, например, изменять ее) во время ее интерпретации, что очень удобно при разработке и отладке программы, но, как известно, уменьшает ее эффективность, так как интерпретация программы сопряжена с дополнительными накладными расходами.

Определение класса Window на языке Smalltalk имеет следующий вид: class name Window superclass Object instance variables xmin, ymin, xmax, ymax: REAL class methods instantiating createAt aPoint ofWidth: width ofHeigt: heigt instance methods adding shapes addboxAt aPoint ofWidth: width ofHeigt: heigt addCircleAt aPoint ofRadius: radius   refreshing window redrawAll   manipulating selections clearSelections cutSelections groupSelections moveSelectionsBy: deltaPoint selectItemAt: aPoint ungroupSelections   private addToSelections: aShape

Все классы языка Smalltalk являются подклассами системного класса Object, что позволяет использовать принадлежащие им по наследованию системные операции системы Smalltalk, определенные в классе Object. Строки в описании класса, выделенные курсивом, определяют категории методов. Они служат только для структурирования набора методов. Методы, включенные в категорию private, являются приватными и не доступны извне класса. Чтобы сделать атрибуты приватными, следует не определять методы для запроса и установки значений атрибутов. В системе Smalltalk определен системный метод @, который объединяет пару числовых значений в одно составное значение. Это позволило вместо двух переменных x и y (координат точки) использовать в нашем примере одну переменную aPoint, представляющую обе координаты точки(x,y). Операция присваивания значения (3,4) переменной aPoint с использованием метода @ имеет вид: aPoint <- 3 @ 4









Начало  Назад  Вперед