Перемены, происходящие в нашей стране в последнее время, не могли не затронуть областей информатики и вычислительной техники. Еще десять лет назад работа с базами данных была уделом профессиональных программистов. Сами системы не были предназначены для простого пользователя. Основным потребителем таких систем был военно-промышленный комплекс. С появлением банков, акционерных обществ, частных компаний базы данных нашли более широкое применение. Люди понимают, что информация — это деньги. Ее потеря или несвоевременное получение могут дорого стоить. Именно этим можно объяснить столь бурный рост информационных технологий и стремительное развитие систем управления базами данных (СУБД).
Первые системы управления базами данных появились в середине шестидесятых
и поддерживали иерархическую модель данных,
в которой между записями существовали отношения предок/потомок.
Спустя короткое время, были разработаны сетевые базы данных, в основу
которых была заложена значительно более сложная сетевая модель. У каждой
из этих моделей имелись свои достоинства и недостатки, которые сыграли
ключевую роль в развитии реляционной модели.
Номер заказа
Код услуги
Номер телефона
Дата разговора
Код города
Продолжительность разговора
Стоимость
Примечание
Записи о междугородних разговорах записываются в книгу регистрации в табличном виде в хронологическом порядке (рис. 1.1). Каждая строка имеет одинаковую структуру и состоит из восьми полей. В рассматриваемом Примере ЭТО ПОЛЯ: Номер заказа, Код услуги, Номер телефона, Дата разговора, Код города, Продолжительность разговора, Стоимость.
Рис. 1.1. Книга регистрации междугородних разговоров
Замечание
В реляционных базах данных поля могут иметь разные типы данных (числовой,
строковый, типа даты и т. п.), но для каждой записи тип данных поля остается
неизменным.
Одним из важных достоинств баз данных является быстрая выборка хранимой
в ней информации. Используя телефонно-адресную книгу, в которой данные
упорядочены по фамилиям, вы можете найти номер телефона по фамилии его
владельца. Однако, если записи в книге регистрации междугородних разговоров
упорядочены в хронологическом порядке, вам придется потратить значительное
время на получение списка клиентов, заказывавших разговор с определенным
городом, или на выяснение того, в каком районе проживают абоненты, приносящие
наибольшую прибыль телефонной компании своими продолжительными разговорами.
На помощь приходят компьютерные базы данных. Они, несмотря на огромный
объем хранящейся в них информации, обеспечивают высокую скорость поиска
необходимой информации. В таких базах данных пользователь может выполнить
поиск по любому интересующему его параметру. Кроме того, компьютерные
базы данных очень компактны. База данных, содержащая несколько тысяч записей,
может поместиться на одной дискете.